kot_kamyshovyj (kot_kam) wrote,
kot_kamyshovyj
kot_kam

Category:

Про игры и фанфики

После вчерашнего ролевого концерта под утро приснился мне кошмар. Будто бы в эту субботу, вот прям завтра, очередной «Ведьмак», и на него НАДО ехать, потому что лучшая игра сезона, и все такое. Проснувшись, осознал, что это всего лишь сон, и обрадовался, как хорошо, что ехать никуда не надо. Не-е, я уж лучше буду сидеть дома и писать фанфики. В конце концов, это было то, зачем я изначально хотел ездить на игры: подольше пожить в мире книги. Ну, так а мне хочется пожить именно внутри текста, а не побегать по лесу с мечом. С мечом у меня как-то это, хреново получается.

Кстати, про фанфики. Знакомая моя пишет уже чуть ли не четвертый пост о том, как это неправильно: писать фанфики. И о том, что это все от глупой бабьей жалостливости, и о том, что фанфик – это непременно ребяческое размалевывание цветными фломастерами скупой графической иллюстрации… Я все думал-думал: что же тут неправильно? А вчера вышел на кухню, где по радио как раз читали стихи Пушкина – не из школьной программы, чуточку менее известные и популярные, - и, наконец, понял.

Просто фанфик фанфику рознь. До определенного момента чуть ли не вся европейская литература – это сплошной фанфик на всем известные, затертые до дыр сюжеты. И великая «Энеида» - в сущности, фанфик на классического и глубоко почитаемого Гомера, причем и фанфик-то самый тупой, из серии «Марти Стю»: а вот был там один персонаж, про которого у Гомера (почти) ничего не говорится, так вот он-то и был самый крутой, он, между прочим, Рим основал, во как! Но не будем ходить так далеко, возьмем «наше все», раз уж под руку подвернулось.

Если открыть первый том собрания сочинений Пушкина, там, где ранние стихотворения, вы непременно наткнетесь на целую кучу длинных, нудных, высокопарных стихов, где фигурируют персонажи со странными именами вроде «Фингал» и «Мальвина» (нет, не «девочка с голубыми волосами»). Так вот, это – фанфик. Жил в Шотландии в восемнадцатом веке чувак по имени Джеймс Макферсон, который сильно смутил умы тогдашней молодежи, опубликовав древний кельтский эпос под названием «Песни Оссиана», якобы перевод с гэльского. Тогда как раз (в очередной раз) пошла мода на все древнее и аутентичное. Песни эти он либо выдумал, либо обработал подлинные фольклорные сказания вплоть до полной неузнаваемости, однако популярностью они пользовались огромной. Сейчас это читать решительно невозможно (попробуйте сами, они есть в переводе, только потом не говорите, что я не предупреждал), но тогда, в конце восемнадцатого – начале девятнадцатого века, эти «песни» сносили народу крышу на раз, почище Толкина. Видно, был в них какой-то полезный витаминчик, которого люто-бешено недоставало в организме тогдашней молодежи – а нам теперь просто не понять. Ну, и Александр Сергеича оно не обошло. Фанфик ли эти «Кольна» и «Осгар»? А то! Не сказать, чтоб шедевр – но, как по мне, вполне на уровне оригинала.

А уже далеко не юношеская «Сцена из «Фауста» - чем не фанфик? И настолько удачный фанфик, что я по молодости и невежеству не раз путался, где подлинный Гете, где Александр наш свет Сергеевич. «Что думал ты в такое время, когда не думает никто» - это, понятно, Пушкин, а вот короткое и емкое «Все утопить», с точкой в конце, хотя напрашивается восклицательный знак - это кто?

Короче, я к чему. Сейчас это не очевидно, потому что вместо одного-двух-трех вымышленных миров, в которых дружно бултыхались «фанфикеры» двухсотлетней давности, на нас ежегодно обрушиваются десятки все новых и новых миров, каждый со своей мифологией, своими законами и так далее. И уже не текст сам по себе, а именно мир, его горы и реки, его герои и злодеи, воспринимаются как «объект авторского права». Для Пушкина позаимствовать у Гете Фауста и Мефистофеля не было плагиатом, тем более, что доктора Фауста и Гете-то выдумал не сам. А поди сейчас, напиши повесть о Старках и Ланнистерах – Мартин обидится, чего доброго, еще и в суд подаст.

Но от того, что восприятие так изменилось, стремление взять чужих героев и отправить их в новые приключения, или вложить им в душу свои чувства, а в голову - свои мысли, не перестало быть частью естественного литературного процесса. И гадкий «фанфик» от литературного «произведения по мотивам» отличает вовсе не использование чужого мира и чужих героев, а исключительно качество текста. В семнадцатом веке тоже писали кучу лабуды на античные сюжеты, по уровню – ничем не лучше среднего уровня «Фикбука». Просто потому, что средний уровень графоманского текста по умолчанию невысок, независимо от его оригинальности. Мы, однако, помним лишь полтора десятка имен, потому что они того стоят. Что бы осталось от Шекспира, Корнеля, Расина и Мольера, если бы им запретили использовать чужие сюжеты? (Да, и Саксону Грамматику пусть тоже вернет его принца Амлета: ишь, чего выдумал, из хорошей истории о достойной мести за отца развести этакую бабью размазню!)
Tags: Дневник, Книжное, Личное
Subscribe

  • Илюша

    В видео много мата. Мат уместен. В общем, если жизнь и рассудок дороги вам, не заводите дома енота. И во дворе его не заводите...…

  • Купание чорного кабана

    Природа продолжает очищаться... https://www.facebook.com/lechasseurfrancais/posts/5698129463595726

  • Du comme il faut...

    ...чувак, прости: Не знаю, как произнести! ;-) В разговоре о сносках всплыла вот такая мелкая частная проблема. Или не мелкая, как посмотреть. Меня…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 37 comments

  • Илюша

    В видео много мата. Мат уместен. В общем, если жизнь и рассудок дороги вам, не заводите дома енота. И во дворе его не заводите...…

  • Купание чорного кабана

    Природа продолжает очищаться... https://www.facebook.com/lechasseurfrancais/posts/5698129463595726

  • Du comme il faut...

    ...чувак, прости: Не знаю, как произнести! ;-) В разговоре о сносках всплыла вот такая мелкая частная проблема. Или не мелкая, как посмотреть. Меня…