kot_kamyshovyj (kot_kam) wrote,
kot_kamyshovyj
kot_kam

Categories:
Один из традиционных сетевых жанров: позлорадствовать над тупостью и невежеством «нынешней молодежи». Жанр чрезвычайно популярен: сорокалетние зубоскалят над двадцатилетними недоучками, двадцатилетние изощряются в остроумии над школотой, школота выпускных лет демонстрирует свое превосходство над восьмиклассниками, и далее по нисходящей, вплоть до детского сада, где старшая группа превозносится над ясельниками. Все это по-человечески вполне понятно, и я сам, поскольку мне перевалило за сорок, и по сетевым меркам я почти старик, отнюдь не чужд сему простительному пороку. Но вот тут я наткнулся у Бигдана на очередной пост на эту тему, и призадумался всерьез. Пост стоит прочитать: http://ibigdan.livejournal.com/14367396.html, он не более нуден, чем большинство таких постов, а без него будет непонятно дальнейшее. Впрочем, могу пересказать вкратце: студентам гуманитарных вузов (журфак МГУ, ВШЭ и МГИМО) дали небольшой тестик на эрудицию. И выяснилось, что мало кто может точно назвать количество планет в Солнечной системе, сказать, куда именно впадает Волга, назвать год основания Москвы, перечислить русских писателей - нобелевских лауреатов, назвать имя нынешнего генерального секретаря НАТО и - о ужас! - сказать, кто был мэром Москвы до Лужкова.

Вот на мэре Москвы я сломался, знаете ли. Потому что, предположим, насчет количества планет Солнечной системы ученые и сами путаются в показаниях, и сейчас их, помнится, меньше, чем когда мы это учили в школе (тут я громко помолчу про все, что изменилось с тех пор, как мы учились в школе...), но все-таки тут Каждый Культурный Человек Должен, ну, а уж про «Волга впадает в Каспийское море» не знать, по-моему, просто невозможно. Но вот знать фамилию человека, бывшего мэром Москвы за несколько лет до твоего рождения... обожемой, что за идиотизм? Вы еще у меня спросите, кто был, я не знаю, председателем совета министров при Хрущеве - вы даже не представляете, куда я вас пошлю с такими вопросами. Кому и зачем может потребоваться это сокровенное знание, а? И что может помешать человеку посмотреть это хотя бы в литературе, если уж в гугле вдруг забанили?

Ну, понятно, что комментаторы поделились примерно на два лагеря: с одной стороны, «Каждый Культурный Человек Должен», с другой - «Кому нафиг это сдалось в наше время». Но мне кажется, что дело-то не в этом. Дело в том, что мы уже как бы не двадцать лет живем в информационную эпоху, а уровень интеллекта по-прежнему оцениваем по количеству зазубренных наизусть имен, как во времена друидов. (Кстати, интересно, список кораблей гомеровский или имена гномов из "Прорицания вельвы" спрашивать не пробовали? Имена гномов, пожалуй же, частично еще и назовут... "Хоббита"-то все смотрели). А почему, собственно?

Да потому, что вот эти обрывочные псевдознания, на самом деле, ни к чему и никуда не годны, кроме одной-единственной цели. Ими можно помахать, как оленьими рогами во время гона, меряясь письками эрундицией. И потыкать в поверженного противника пальцем: а-ха-ха, поглядите-ка, этот неуч не знает года основания родного университета! Ну, и еще их чрезвычайно удобно... что? Оценивать. Потому что проверять умение грамотно работать с избыточной информацией оцениватели, как правило, и сами не умеют. А ведь с умением системно мыслить и работать с информацией у этих вьюношей и дев зачастую и вправду швах. То есть они выросли в обнимку с гуглом и википедией, и при этом не умеют грамотно пользоваться перекрестными ссылками! И вот это-то и есть серьезная беда, потому что в школе этому не учат, и учить будут, судя по всему, еще не скоро. Потому что успехи в обучении истории оцениваются по заученным датам, а не по способности по найденным в гугле источникам быстро определить и оценить влияние февральской революции на исход октябрьской (оценив, заодно, надежность самих источников)... А главное, иди-ка, оцени, верно он там это влияние определил, или неверно! Чем тут руководствоваться, последним циркуляром министерства образования? А тут на тебе тестик, и все с ним ясно: умный (знает фамилию Гавриила Попова) или недоумок (в первый раз про такого слышит).

То есть там, где образование и обучение не имеет другой цели, кроме как получить оценку, вот такая эрудиция - самое оно для отделения просвещенных овнов от необразованных козлищ. Кто спросил «А зачем нам это знать? С какой целью мы должны заучивать эти имена и даты?» Тупые вы неучи, потому и знать ничего не хотите, вот что я вам скажу. Ваше место - в диких джунглях, а не в цивилизованной стране!

Так вот, как человек, в силу своего образования знакомый с литературой и историей разнообразных дикарей, могу заметить, что именно в «диких джунглях» и разнообразных их аналогах эрудиция считалась за синоним мудрости и образованности. Современному человеку просто трудно представить, какое количество информации хранилось в памяти любого мудреца первобытного общества. Имена и родословные; стихи и песни с монотонным перечислением все тех же имен и родословных; заученные наизусть, дословно, витиеватые статьи законов, которые веками передавались из уст в уста в неизменном виде, а, будучи записаны, представляют собой увесистые тома... То есть буквально любой современный эрундит, гордящийся своей уникальной способностью помнить наизусть все отличия Бабеля от Бебеля, Гоголя от Гегеля, и далее по списку, нервно курит в уголке по сравнению с каким-нибудь законоговорителем Скафти, который помнил наизусть все исландские законы и связанные с ними прецеденты (в каком году чья прапрабабушка продала новоприбывшим поселенцам кусок земли от такого-то до такого-то камня за отрез крашеной шерсти и три плаща). Только для Скафти эти сведения, во-первых, были жизненно важны и недоступны иным, более удобным и менее затратным путем (в отличие от сведений о том, кто у нас нынче генсеком в НАТО), а во-вторых, ему не было нужды ежедневно пропускать через себя тонны другой информации, пять процентов которой, вполне возможно, могут оказаться действительно важными, жизненно важными.

То есть мы давно уже живем в мире, который устроен совсем иначе, принципиально иначе. В мире, где информация - не дефицит, а мусор, дешевое сырье, дефицит - инструменты для правильной, продуктивной работы с ней. И при этом мы продолжаем тупо оценивать знания собеседника - и, что куда печальней, свои собственные, - и, что совсем уж катастрофично, знания своих детей и учеников, - по меркам эпох, где стоимость качественного источника информации равнялась стоимости многих и многих часов человеческого труда, и где, походу, было куда дешевле и надежней запомнить что угодно наизусть, чем просто записать, да и выкинуть из головы до тех пор, пока не понадобится.

На всякий случай, этот текст - не про то, что тесты и ЕГЭ - плохо, а устные экзамены, где экзаменатор лицом к лицу оценивает годность обучаемого - хорошо. Я сам вырос и выучился в эпоху устных экзаменов, и считаю, что по сравнению с экзаменом, где годность обучаемого может оцениваться - и регулярно оценивается! - по желанию левой ноги экзаменатора, и по хорошему (либо плохому) впечатлению, которое обучаемый сумел произвести, тесты - хорошо. Я считаю, что оценка в обучении и обучение ради оценки вообще - плохо, а тесты - меньшее зло, и только.
Tags: Рассуждения дилетанта
Subscribe

  • Фотоаппарат

    С ремонтом фотоаппарата промурыжили меня месяц, регулярно угощая "завтраками", наконец сообщили, что ремонту он не подлежит. :-( Расстроенъ. Очень…

  • (no subject)

    Зашел на торренты, увидел фильм. Я просто оставлю это здесь. 1066 - Нормандское завоевание Англии / 1066 - The Battle for Middle Earth UPD,…

  • О классических переводах

    Вот, например, вычитываю я перевод "Неоконченных преданий". Книга эта планировалась, в общем, как академический перевод. Чтоб на века. Чтоб уже не…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 84 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Фотоаппарат

    С ремонтом фотоаппарата промурыжили меня месяц, регулярно угощая "завтраками", наконец сообщили, что ремонту он не подлежит. :-( Расстроенъ. Очень…

  • (no subject)

    Зашел на торренты, увидел фильм. Я просто оставлю это здесь. 1066 - Нормандское завоевание Англии / 1066 - The Battle for Middle Earth UPD,…

  • О классических переводах

    Вот, например, вычитываю я перевод "Неоконченных преданий". Книга эта планировалась, в общем, как академический перевод. Чтоб на века. Чтоб уже не…