kot_kamyshovyj (kot_kam) wrote,
kot_kamyshovyj
kot_kam

Category:
Еще к вопросу про «логику и ум» - напоминаю, мы обсуждали тот факт, что 40-50 процентов школьных учителей не в состоянии решить стандартную задачку на формальную логику. Я там писал: «Зато, между прочим, когда у вас на уроке ребенок ведет себя безобразно, вас это поставит в тупик: потому что с формальной логикой тут делать нечего, слишком мало данных, слишком много неизвестных. Тут нужно нестандартное решение, основанное на интуиции. А они эту задачу решают одной левой, не отвлекаясь от изложения нового материала. Потому что потому».

Меня там еще просили на примере пояснить, о чем речь. У меня тогда руки не дошли ответить, а вот сегодня я полез в свои старые посты и мимоходом наткнулся на пост, который как раз именно что пример работы такого педагога. Напоминаю, речь шла о стандартной школьной ситуации, когда кто-то из детей напакостил, и непонятно, кто, и что с этим делать. Более или менее стандартное поведение учителей в такой ситуации (обсуждавшееся в посте по ссылке: http://kot-kam.livejournal.com/509796.html) - оставить весь коллектив после уроков, наорать, потребовать выдать того, кто это сделал, столкнуться с молчаливым сопротивлением, ничего не добиться, распустить всех по домам. А вот пример... мнэ-э... нестандартных решений:

- Собрать весь класс и сказать, что домой никто не пойдет, пока не признаются, кто это сделал? Не, такого я никогда не делала. Тем более если класс дружный… Ни за что не признаются, далее по ссылке.

Вот, так работает учитель, как говорится, от Бога. Причем начинала она работать, кажется, где-то на Тишинке, самый что ни на есть гопнический район в те времена, часть ребяток в школу ходила с финкой или кастетом в кармане, и периодически эти кастеты использовались по назначению. Но юный гопник - это, в общем, состояние нестабильное. Он либо выкинет что-то серьезное и угодит в колонию, откуда вернется уже нормальным законченным бандитом, либо возьмется за ум и станет нормальным добропорядочным гражданином. И во власти учителя, в том числе, его подпихнуть в ту или в эту сторону (о чем современная педагогика временами забывает - а советская вся на этом стояла). Вот Нина Степановна их таки да, подпихивала. При том, что на тот момент это был отнюдь не монстр с тридцатью годами учительского стажу, а тоненькая девочка сразу после института.

А теперь, внимание, лопата! Я ее, конечно, застал не в лучшие годы, но судя по тому, что я о ней знаю, она бы точно вошла в те сорок процентов учителей, которые не способны решить элементарную задачку на формальную логику. Причем я точно знаю, в какой момент она бы сломалась: прямо сразу, как вы бы ей эту задачку предложили. Она бы посмотрела на условие, на окошечки, куда надо поставить галочки, махнула бы рукой, сказала «Ой, все!» - и растыкала бы эти галочки куда ни попадя. Еще делать ей нечего, вникать во всякую ерунду!

И, кстати, примерно в то же время, к которому относится этот пост, мы с вами обсуждали, что дети в большинстве своем норовят выполнить учебное задание так, как им сподручнее - и не обязательно именно тем единственным способом, который предусмотрел для них ученый методист. Полагаю, к обучению формальной логике это тоже относится - и я не вижу причин, почему взрослые (скажем, те же студенты или учителя) не будут вести себя точно так же. Что, в целом, несколько обламывает идею ввести обучение формальной логике тех, кому она не дается или не слишком-то нужна. :-/ Можно натаскать щелкать как орешки задачки наподобие той, про Сальери, - но нельзя заставить применять эту логику в повседневной жизни. Короче, тут, как и в любой педагогике, все упирается в то, что можно привести лошадь на водопой, но вот пить ее уже не заставишь.
Tags: Педагогическое, Рассуждения дилетанта
Subscribe

  • Сегодня я узнал...

    Как-то к слову в разговоре вспомнился трагикомический эпизод из глюковской семейной истории. Родители его бабки по матери из-за чего-то повздорили с…

  • О глагольных формах

    Иду сегодня, позади меня двое молодых людей, явно обсуждают планы на вечер. - Либо я тушу сегодня на "Курской" до половины десятого... То есть из…

  • О смешенье языков

    Мне тут в комментах процитировали "очаровательный, но недописанный" фанфик https://archiveofourown.org/works/3451040 (сам пока не читал, так что…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 29 comments

  • Сегодня я узнал...

    Как-то к слову в разговоре вспомнился трагикомический эпизод из глюковской семейной истории. Родители его бабки по матери из-за чего-то повздорили с…

  • О глагольных формах

    Иду сегодня, позади меня двое молодых людей, явно обсуждают планы на вечер. - Либо я тушу сегодня на "Курской" до половины десятого... То есть из…

  • О смешенье языков

    Мне тут в комментах процитировали "очаровательный, но недописанный" фанфик https://archiveofourown.org/works/3451040 (сам пока не читал, так что…