kot_kamyshovyj (kot_kam) wrote,
kot_kamyshovyj
kot_kam

Category:
Продолжение рассуждений к этому http://kot-kam.livejournal.com/1473861.html и этому http://kot-kam.livejournal.com/1474495.html

Тут я вступаю на совсем уж зыбкую почву, потому что берусь рассуждать о вещах, в которых я совсем не специалист. Так что буду только рад, если меня поправят.

Так вот: на мой непрофессиональный взгляд, у любой разновидности «осознанного родительства» есть две неразрешимых внутренних проблемы. Первая из них состоит в том, что «осознанное родительство», так или иначе, как бы это ни называлось в разные эпохи, ставит своей целью воспитать «идеального человека». То есть если обычный родитель растит детей как-нибудь, как получится, где лаской, где таской, и не ожидает получить на выходе ничего особенного: ну, нас растили - и мы вырастим, - и получает, в целом, не больше и не меньше, чем ожидал, разве что ему как-то очень не повезет, то добросовестный родитель вкладывает в воспитание очень много сил и ума, и на выходе ожидает получить нечто особенное, отличающееся от обычных людей. Раэнел вот тут когда-то писала, что современный родитель вкладывает в одного ребенка больше сил и внимания, чем в былые времена вкладывали в шестерых - но, если так подумать, на самом деле так было всегда. Например, в восемнадцатом веке концепция правильного, разумного воспитания подразумевала, что вы изо всех сил фаршируете ребенка знаниями, причем с самых младенческих лет. Чтобы ему игрушками служили не мячики, а глобусы, а читать ему чтобы не сказки, а специальную детскую энциклопедию. Вы только представьте себе, сколько времени, сил и терпения требуется, чтобы начинить трехлетнего младенца энциклопедическими знаниями, особенно если младенец от природы к этому не расположен! А ведь начиняли же. Вспомните, сколько сил и времени тратит старик Болконский на княжну Марью! А ведь она даже не наследница, и в службу ей не идти. Он просто хочет, чтобы его дочь выросла культурным, всесторонне образованным, достойным человеком. А не как все эти вертихвостки, вроде какой-нибудь Татьяны Лариной.

То есть понятно, что в прежние века на выходе ожидали получить человека «доблестного», или «добродетельного», или «правдивого», или еще какого-нибудь, а в наше время ожидают получить человека «хорошего - т.е. не скрывающего... какого-то невроза и не маскирующего под справедливость свое желание доминации и наказаний» (за формулировку большое спасибо gimli_m, я как увидел, что нынче входит в понятие «хороший человек» - так аж прифигел. ;-) ). Но, в любом случае, родители или воспитатели ждут, что воспитуемый будет соответствовать некоему идеалу. Идеалу, вы понимаете? То есть что он не просто будет более или менее не хуже других, а что он будет идеален. Наиболее четко и недвусмысленно эти ожидания сформулировал Макаренко. Меня эта мысль в свое время поразила своей простотой и верностью. ;-)

«Это - распространенное мнение, что у человека должны быть и достоинства и недостатки. Так думают даже молодые люди, школьники. Как «удобно» становится жить при сознании: достоинства имею, недостатки тоже есть. А дальше идет самоутешение: если бы не было недостатков, то это была бы схема, а не человек. Недостатки должны быть для красочности. Но с какой стати должны быть недостатки? А я говорю: никаких недостатков не должно быть. И если у вас 20 достоинств и 10 недостатков, мы должны к вам пристать, а почему у вас 10 недостатков? Долой пять. Когда 5 останется - долой 2, пусть 3 остается. Вообще, от человека нужно требовать, требовать, требовать! И каждый человек от себя должен требовать... А теперь мы спросим: а какие же недостатки можно оставить?.. Тайно взять - нельзя, схулиганить - нельзя, украсть - нельзя... А какие же можно? Можно оставить вспыльчивый характер? С какой стати? Среди нас будет жить человек со вспыльчивым характером, и он может обругать, а потом скажет: извините, у меня вспыльчивый характер. Вот именно в советской этике должна быть серьезная система требований к человеку, и только это и сможет привести к тому, что у нас будет развиваться в первую очередь требование к себе. Это самая трудная вещь - требование к себе».

Думаю, под этими словами с удовольствием подписался бы любой моралист и воспитатель. Возможно, набор требований был бы чуточку иной, но по сути - да. По сути, любая система «разумного воспитания» в конечном счете ставит целью выращивание идеального человека. Человека без недостатков. Человека непадшего. И упирается в неприятную истину, которую лучше всех сформулировал Паскаль: «Qui veut faire l'ange fait la bête» - “И чем старательнее разыгрывает он из себя ангела, тем более уподобляется животному”. То есть либо вы получаете человека, который честно старается соответствовать всем требованиям системы воспитания (более или менее глубокого невротика), либо он идет вразнос, либо он только притворяется, что соответствует вашим требованиям, а что там внутри - Бог весть, и вряд ли что-то, что вам понравится.

Это первая проблема «осознанного родительства». Но есть и вторая. Состоит она в том, что у отцов-основателей, сцуко, все получается как заявлено! То есть у самого Макаренко система Макаренко таки работала! И на выходе получалось, сэм-восэм, примерно то, что заявлено двумя абзацами выше. Потому что у «отцов-основателей», помимо сформулированных ими принципов, всегда есть что-то еще, благодаря чему эти принципы и работают как надо. Нечто, что формулировке не поддается, потому что они, возможно, и сами за собой этого не замечают.

А вот потом приходят последователи. Которые видят описанную словами систему и видят, что она таки работает. И для которых эта система - нечто вроде очередной «вундервафли», позволяющей путем соблюдения четких инструкций по эксплуатации получить заранее известный приемлемый результат. Я так хлеб пеку: беру рецепт, отвешиваю ингредиенты с точностью до грамма, засыпаю все это в хлебопечку и на выходе получаю нормальный хлеб. А если, допустим, у меня хлеб не получится, а получится сырой подгорелый кирпич? А это, видимо, потому, что мука плохая. Или дрожжи просроченные. Или еще что-нибудь. Рецепт-то ведь рабочий, проверенный.

Вот точно так же ведет себя проверенная система воспитания в руках «последователей». Потому что «отцы-основатели» думают, отслеживают обратную связь и всегда ориентируются по ситуации. А массовый пользователь этим не заморачивается. Ему, собственно, система затем и нужна, чтобы не думать лишний раз. Он честно убьет положенные десятки часов на то, чтобы играть с ребенком в предписанные кубики или карточки, но не даст себе труда задуматься, что, возможно, его ребенку в кубики вообще играть не интересно. А потом страшно удивится полученному результату. Наверное, это ему ребенок неправильный попался. Или сам он неправильный, недостаточно старательно играл в кубики. Или ребенка школа испортила, а так-то бы он был золотой. Ну, что-нибудь.

И вот, скажем, тот заботливый папаша с его рождественскими подарками, с которого мы, собственно, и начали разговор - это полусознательный последователь. То есть он примерно понимает, в чем состоит система, соображает, как ее адаптировать под современные условия, и знает, чего хочет добиться. А того, о чем кричит едва ли не каждый первый, узнавший эту историю: что дети, в первую очередь, почувствуют себя обманутыми и в следующий раз «станут первым пунктом писать какую-нибудь фигню, а вот вторым - то, чего действительно хотели в подарок» - это ему даже и в голову не приходит. Не могут же, в самом деле, его дети быть такими хитрыми и подлыми! (А изнутри его мира взломать систему таким образом - это именно подлость, и ничто иное).

И система alpha-parenting от системы воспитания «мудрого дитяти» или системы Макаренко в этом смысле ничем принципиальным не отличается. Просто тысячи детей, травмированных бездумным воспитанием «по Макаренко», «по доктору Споку» или «по Никитиным», уже выросли и могут поделиться впечатлениями, а жертвы бестолкового alpha-parenting еще только подрастают. Они нам все расскажут лет через тридцать-сорок.

При этом, на самом деле, большинство из них, конечно же, вырастут нормальными, хорошими и даже не слишком затюканными людьми. Потому что человек сам по себе штука устойчивая и пережить способен очень и очень многое. Даже бестолковое «осознанное родительство». ;-)
Tags: Воспитательское, Психоложество, Рассуждения дилетанта
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 32 comments