kot_kamyshovyj (kot_kam) wrote,
kot_kamyshovyj
kot_kam

Categories:

Дефицит как источник счастья

Мне тут пришло в голову, что многие мои ровесники (плюс-минус), которые люто-бешено тоскуют по СССР, в СССР, возможно, и в самом деле были бы счастливее. Потому что людям банально не хватает дофаминчика (заранее извиняюсь перед специалистами за вульгарное и, возможно, неверное употребление научных терминов). Вот смотрите: при Союзе у людей буквально ни один день не проходил без какого-нибудь подвига и достижения. При фоновой стабильности и уверенности в будущем человек постоянно чувствовал себя охотником в джунглях. Нет, не пошлым унылым землепашцем, а именно отважным охотником! Выбросили бананы - отстоял очередь - купил - вся семья ест бананы. Завезли мандарины к Новому Году - занял очередь два раза - отстоял - взял два раза по одному кило в руки - будут на Новый Год мандарины. Колготки капроновые. Обувь удобная (1). Все это надо было ДОБЫВАТЬ. Проблема была даже не в деньгах (хотя многое из дефицита среднему советскому инженеру было и не по карману особо). Слово «купить» тут вообще не фигурировало. «Купить» можно было хлеба, молока, картошки и постного масла. Ну, и водочки, не без того (до 85 года, естественно). А дефицит можно было «достать». «Отхватить». «Урвать». Слова-то все какие: разбойные, залихватские, героические! В жизни всегда было место подвигу.

И это еще в Москве! В провинции поле для подвигов было куда шире. Потому что в городе, например, могла быть кондитерская фабрика и мясокомбинат, при этом ни конфет, ни колбасы в магазинах не было. Их можно было либо украсть с фабрики, если ты там работал (это тоже не называлось «украсть», называлось «вынести», и воры назывались не «воры», а «несуны»), либо добыть у «несунов» (как правило, тоже не за деньги, а в обмен на какие-то услуги), либо съездить за ними в Москву. То есть опять же - добыть. Это был подлинный квест, и добытчик чувствовал себя героем.

Про более крупные приобретения я молчу. Покупка мебельного гарнитура, стенки, телевизора, а уж тем более машины становилась событием, вехой в семейной жизни, примерно как сейчас - покупка квартиры или рождение ребенка. Вся жизнь делилась на «до» и «после». Получение дачного участка сопровождалось целой серией квестов: большая часть того, из чего построены дачи доперестроечной эпохи, не куплено, а добыто такими правдами и неправдами, что и вспомнить страшно, и рассказать - не поверят. А уж выпавшая раз в жизни поездка ЗА ГРАНИЦУ (путевка в Болгарию или командировка) - это было мегасобытие не только для человека, а для всей его родни. Вся семья, родные и друзья потом годами пользовались плодами этого эпического квеста: привезенной из-за границы импортной техникой, шмотками и игрушками. И, разумеется, все, включая детей, знали и помнили, кем и когда привезена та или иная немецкая кукла или английская теннисная ракетка.

Потому что любая стоящая вещь была уникальной ценностью, драгоценным артефактом. К ней, как сейчас к сувениру ручной работы, прилагалась своя собственная сага: когда, где, кем и при каких обстоятельствах раздобыто. «А вот этот гэдээровский миксер...» «А вот этот сервиз...» «А вот этот ковер...» «А вот этот телевизор...» «А вот эту шубу...» (2)

Опять же, вопросы статуса. Вопросы статуса решались просто: любая импортная вещь была статусной. Не то что сейчас: разоденься в «Армани», на руку котлы швейцарские надень за шестьдесят тысяч недеревянных - так ведь лох вроде меня еще и внимания не обратит, что свитер на тебе не просто так, а от «Армани». А при Союзе все просто было: купил джинсы - и все. Все кругом в серых портах фабрики «Большевичка»(ТМ), а ты за километр выделяешься: ты - в джинсах. Импортных. С лейблом. В школу нельзя было в джинсах - но можно было, например, прийти с импортной ручкой. Любой, самой дешевой, из тех, которую вы сейчас испишете и выкинете, хотя, в принципе, стержень бы можно и поменять. Все, у тебя ручка импортная. И ластик красивый, цветной, и стирает куда лучше, между прочим, чем советская копеечная резинка. И можно сколько угодно было талдычить, что выделяться, мол, надо умом и порядочностью - расскажите об этом девушкам на дискотеке.

А сейчас что, спрашивается? Сейчас практически все, что угодно, можно купить. Вопрос упирается только в деньги. А деньги для подавляющего большинства людей - не та штука, которую можно «достать» или «урвать» путем героического хапка подвига. Большинству законопослушных граждан деньги приходится зарабатывать, уныло и монотонно, и количество заработанного примерно известно заранее и заведомо ограничено. Захотел телевизор - взял, купил. Захотел поехать за границу - копил весь год, накопил, поехал. Захотел машину - взял кредит, купил, теперь кредит этот сраный выплачивать надо...

И все сюрпризы и неожиданности в большинстве своем неприятные. Попал в аварию - влетел на бабки. Собака заболела - минус пятнадцать тыщ в карман ветеринару. Собирался поехать на Мальдивы - рубль упал, теперь хватит только на сраную Турцию, так ведь и туда не пускают. Зашла с получки в торговый центр, забылась на минуточку - глядишь, ползарплаты как не бывало, а ведь еще кредит не выплачен! Все хорошее предсказуемо и стоит денег, все непредсказуемое - опасно, заведомо неприятно и тоже, блядь, обходится недешево. Нет вот этого, знаете, советского: вышла в обеденный перерыв, а в соседнем универмаге САПОГИ ЮГОСЛАВСКИЕ ВЫБРОСИЛИ!!! И весь отдел бросил работу, занял очередь и трепещет в сладостном предвкушении: хватит, не хватит, или передо мной закончится? Зато если хватило - у-у! Ну и что, что слегка великоваты: бумажку в носок подложи и ходи себе.

То есть любое вот такого рода событие становилось праздником и запоминалось на много-много лет. Какие там сапоги! У меня френд, писатель откуда-то из Сибири, старший из троих детей в семье, вырос в бараке. Он как-то раз лет в восемь, что ли, АРБУЗ купил. Еле домой допер. Всей семьей этот арбуз ели, а из корочек арбузных мама потом еще цукатов наварила, еще цукатами лакомились. Один-единственный арбуз - а память на всю жизнь! Согласитесь, если у вас арбузами начинают торговать где-то в конце июля и продолжают до середины октября, пока снег не пойдет, и вы эти арбузы можете хоть каждый день лопать, праздника такого уже не будет. И с мандаринами то же самое: если мандарины эти лежат в продаже практически круглый год, если вы можете в любой момент пойти и купить себе копченой колбасы, хошь батоном, хошь в нарезку, и салат оливье замутить как на Новый Год, да еще и с курицей вместо докторской - создать праздник из кило мандаринов, палки колбасы и тазика салата с майонезом уже не выйдет, как ни корячься.

При этом объективно сейчас большинство людей живет лучше, чем при Союзе. Даже тех, кто вроде бы как бедствует. Просто стандарты «благополучия» стали другие. Принципиально другие. Вон, френдесса на фейсбуке возмущалась: мол, сраные бананы стали такие дорогие. Бананы! Сраные! Елки-палки, да если бы я тридцать лет назад пришел в магазин и увидел там бананы! Спелые! Без очереди! Купи и ешь вволю! - мне бы и в голову не пришло, что человек, который живет в этом мире, может еще на что-то жаловаться. Если бы мои деревенские родственники, которые сыр видели два раза в год, когда мы с матушкой в гости из Москвы приезжали, могли себе представить, что они зайдут в свой деревенский магазин, а там и масло сливочное! И сыры - три сорта сыра! И колбас пять сортов! И курица! И куриные ножки - отдельно! И конфеты какие захочешь! И... и... и продавщица в чистом халате, улыбается и не хамит! Да они бы решили, что все, точно коммунизм наступил. И то же самое подумал бы всякий советский человек, зайдя в любое «М-Видео».

А при этом да, субъективно люди не счастливы. Потому что праздника, праздника в жизни остро недостает. Не того праздника, который красный день календаря и можно набухаться вместо работы, а того, который в душе праздник. Поэтому когда люди жалуются, что вот, мол, в детстве/в молодости были праздники как праздники, а теперь все не то, дело не только в том, что в молодости в целом трава зеленее, но еще и в этом вот: что на фоне серых и тяжких будней праздники смотрятся куда ярче и праздничней, чем когда будни, в целом, сами по себе ничего.

Вы вот, наверно, думаете, что я стебусь. Ерничаю. Нифига подобного. Я совершенно серьезно рассуждаю. Я вот вспоминаю всю эту статистику - насчет того, что в наиболее благополучных странах наибольшее количество самоубийств, а во всяких жопах мира, наоборот, больше всего процент людей, которые счастливы и довольны жизнью, и думаю, что дело именно в этом. Меня тут поправили (спасибо, cat_mucius!), что эта статистика - не что иное, как "городские легенды", и на самом деле все выглядит куда более ожидаемо: https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_countries_by_suicide_rate Мне, конечно, стоило самому это проверить прежде, чем писать. Прошу прощения. Соответственно, нижеследующие рассуждения на данную тему считаем... э-э... художественной литературой.

Потому что вот живет какой-нибудь норвег или финн, и объективно у него все в шоколаде: хорошая профессия, своя квартира, уют, процветание и рождественская гирлянда в окошке. Но, допустим, поссорился он с девушкой, и с работы уволили, а у него ипотека, и погода третью неделю такая скверная - и вот он идет и прыгает с моста. Тем более, у них там мосты такие шикарные, всякий бы прыгнул.

А вот живет какой-нибудь нищий индус, и ночует он на улице возле помойки, и перебивается случайными заработками, и жениться ему даже и думать нечего, кто ж за такого пойдет. При этом он заработал себе на ужин - и все, он счастлив! А если он, допустим, на улице нашел бумажку в тысячу рупий - то это вообще праздник. Он ведь теперь может две недели не работать, а спокойно сидеть в тени забора и пялиться на европейских туристок, толстых и красивых. И уж конечно, покончить жизнь самоубийством ему никогда и в голову не придет - он и так прекрасно может умереть в любой момент, не предпринимая каких-то специальных усилий.

Вишенка же на этом тортике состоит в том, что ни один здравомыслящий человек этакого «праздника» для себя по доброй воле не пожелает. И если несчастному депрессивному норвегу предложить вместо самоубийства поменяться местами с тем счастливым индусом, то он, пожалуй, раздумает топиться и убежит с воплями. И те люди, которые страстно мечтают о возрождении СССР, мечтают все-таки скорее о бесплатном жилье и образовании, чем о том, чтобы снова давиться в очередях за сосисками, венгерским горошком и импортной стенкой. Любые же проявления подлинно советского духа, в виде запретов на то, что им надо («Идите в жопу со своей свободой и демократией... эй, а заграничные туры куда понесли?!!»), или того же самого дефицита чего бы то ни было, начиная с мандаринов и кончая лекарствами, вызывают реакцию «Какое безобразие! А нас-то за что?!» И тем не менее, видимо, за благополучие (относительное, конечно, благополучие - всегда найдется кто-то благополучнее вас) приходится расплачиваться отсутствием вот этого повседневного бытового праздника, когда мяса добыл - и уже герой!

То есть реально счастливыми в таких условиях могут быть только люди, которые дофамин могут получать от чего-то менее конкретного, чем успешная охота за дефицитом. От книги. От прогулки по городу. От каких-то успехов и достижений на работе. От каких-то мелких - или немелких - открытий. От учебы, блин! Хотя бы от обучения резьбе по дереву. Такие люди свой маленький праздник себе организуют почти везде. Но они везде и в любом обществе одинаковы - и их, мягко говоря, нигде не большинство. И к этому человека надо специально приучать с детства (3).

1) Насчет того, что полно же было дешевой советской обуви, а импортную добывали исключительно ради выпендрежа - сейчас такой дешевой обуви тоже полно. Зайдите в любой магазин спецодежды: там и ботинки мужские, и туфли женские, и валенки, и сандалии, и сапоги, и босоножки. И довольно прочные, кстати. И очень, очень недорого, любому пенсионеру по карману. Купите что-нибудь, поделитесь потом ощущениями.

2) Кстати, вспомните об этом в следующий раз, как будете уговаривать бабушку расстаться со своими пыльными, побитыми молью бебехами. Это не просто хлам и некогда вложенная сумма денег: это свидетельства былых свершений! Это как ветерана заставлять выбросить ордена. Если эти бебехи не на вашей личной территории, подождите уж, пока помрет, потом спокойно выкинете.

3) Большинство маленьких детей, вопреки распространенному мнению о «детских незамутненных радостях», не очень-то способны радоваться тому, что нельзя захавать или захапать. Способность к бескорыстной радости отрастает медленно, постепенно и не у всех, увы.
Tags: Несвоевременные мысли, Психоложество, Рассуждения дилетанта
Subscribe

  • Илюша

    В видео много мата. Мат уместен. В общем, если жизнь и рассудок дороги вам, не заводите дома енота. И во дворе его не заводите...…

  • Деточка

    Чей-то птенчик. Летает уже нормально, но мозгов еще нет совсем, по лицу видно. Прилетел и сел у самой дорожки, на высоте метров двух. Увидел, что…

  • Купание чорного кабана

    Природа продолжает очищаться... https://www.facebook.com/lechasseurfrancais/posts/5698129463595726

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 132 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Илюша

    В видео много мата. Мат уместен. В общем, если жизнь и рассудок дороги вам, не заводите дома енота. И во дворе его не заводите...…

  • Деточка

    Чей-то птенчик. Летает уже нормально, но мозгов еще нет совсем, по лицу видно. Прилетел и сел у самой дорожки, на высоте метров двух. Увидел, что…

  • Купание чорного кабана

    Природа продолжает очищаться... https://www.facebook.com/lechasseurfrancais/posts/5698129463595726