kot_kamyshovyj (kot_kam) wrote,
kot_kamyshovyj
kot_kam

Categories:

Неотъемлемый признак образованного человека

Читаю Федосюка "Что непонятно у классиков" (вот этого: http://www.e-reading.club/book.php?book=59643, вот из этого поста: Литература для чайников). Дошел до главы о чиновниках.

"Хороший почерк был непременным условием успешной чиновничьей карьеры... Приехавшему в Петербург обедневшему князю Мышкину («Идиот» Достоевского) генерал Епанчин прежде всего учиняет экзамен на почерк; Мышкин пишет чудесно; Ганя Иволгин смеется. «Смейся, смейся, — говорит генерал, — а ведь тут карьера». И обещает Мышкину устроить его писцом с хорошим окладом. Такому же «экзамену на почерк» подвергается молодой провинциал Александр Адуев («Обыкновенная история» Гончарова), приехавший в Петербург, чтобы делать чиновничью карьеру. Точно так же у высланного в Вятку Герцена, где его обязали служить чиновником, прежде всего проверяют почерк («Былое и думы», часть 1, глава 14)". В наше время никому просто в голову не придет судить о чьей-то образованности или профпригодности по почерку. Это при том, что мое поколение - чуть ли не первое, максимум - второе, которое перестали, наконец, дрючить "чистописанием". А за двадцать-тридцать лет до моего рождения от детей требовали примерно вот этого:



Нажимы, волосяные штрихи... Заметьте - это работа на четверку. И да, моя матушка во втором классе писала заметно лучше. Кстати, меня еще в первом классе - в хорошей школе - заставляли писать непременно чернильной ручкой (автоматической, не вставочкой, конечно) - и сколько крови мне эта дрянь попортила, вспомнить страшно. Пролитые чернила, необходимость переписывать заново всю домашку, испорченная одежда, перепачканная парта... Чуть ли не самые гнусные воспоминания из счастливого, в общем-то, первого класса. Но как же: ведь шариковой ручкой хорошего почерка не сформируешь! Сильно он мне пригодился, тот почерк... Хотя, надо сказать, мой паспорт, выданный в самом конце прошлого века, паспортистка заполняла еще от руки. Примерно таким почерком, как на картинке выше. То есть несколько хуже, чем моя матушка в ее девять лет (да, до войны в школу шли обычно в восемь). В общем, к концу прошлого века сфера применения "хорошего почерка" сузилась до нескольких специфических и не особо престижных областей, а повсеместное распространение компов и принтеров и подавно свело ее на нет. Присланную в издательство "рукопись", в самом деле написанную от руки на бумаге в клеточку, нам во второй половине девяностых показывали как забавный раритет. Читать это, разумеется, никто даже не собирался.

Еще одним обязательным навыком человека образованного было умение рисовать. Все вот эти почеркушки Пушкина, Лермонтова - это, в целом, не признак особой разносторонней одаренности наших гениев: тогда так умели если не все, то многие. Причем не ради какого-то там "общего развития", "воспитания художественных наклонностей" и т.п., а с банальными практическими целями. Фотоаппаратов-то не было. Вот поехал ты, скажем, куда-нибудь в Арзрум. Увидел по дороге: пейзаж, горцев, саклю, редкий цветок, невиданну зверушку. Сейчас все просто: взял и сфоткал. Тогда тоже все было просто: взял и зарисовал. Чисто техническая потребность.



Военный, инженер, географ, ботаник, зоолог, репортер, просто досужий путешественник - всякий был просто обязан уметь рисовать. Зачем расписывать словами на полстраницы то, что можно набросать тремя-четырьмя точными штрихами в блокноте? В наше время умение рисовать, безусловно, ценится, но прикладное его применение стремится к нулю - сейчас это признак некой "художественной одаренности", и, разумеется, дано далеко не всякому (потому что, на самом деле, мало кому нужно).

Интересно, что перестанет быть "неотъемлемым и естественным" признаком образованного человека еще лет через пятьдесят? Я бы ставил, в первую очередь, на устный счет. Таблица умножения и так далее. Святыня начального образования. Нынешнее поколение, вот тех, кто только что закончил школу, на устный счет еще натаскивали дай Бог всякому. По крайней мере, в хороших школах. То есть сейчас хорошо образованный человек по определению в уме считать умеет. Но думаю, что еще лет через двадцать на это точно забьют, потому что вот нафига оно надо? У кого сейчас в кармане не лежит калькулятор или другой девайс, к нему приравненный?

Думаю, что следующий кандидат на выбывание - наперегонки с устным счетом - это "грамотность". То бишь умение писать без ошибок. С одной стороны, она будет все сильнее размываться за счет того, что перед глазами слишком много безграмотно написанных текстов: без заглавных букв, без знаков препинания, как слышиццо так и пишеццо. Но пока что ею еще можно кичиться - грамотность будет жить. А вот когда любой написанный текст будет автоматически прогоняться через достаточно качественный спеллчекер, и отличать грамотного от безграмотного станет невозможно (с одной стороны, опечатку может допустить и самый грамотный человек, с другой стороны, типичные ошибки безграмотных будут отсекаться на подлете), личная грамотность перестанет быть абсолютной ценностью и перейдет в разряд красивых, но бесполезных искусств наряду с каллиграфией или верховой ездой.

Да, стандартное возражение: это делает вас рабами ваших девайсов. А что вы станете делать, если калькулятора под рукой не окажется? А? А? Ну, а что вы станете делать, если под рукой вдруг не окажется шариковой ручки? Ну что ж поделаешь: будете как-нибудь с грехом пополам корябать плохо очиненным гусиным пером. Можно даже заранее попробовать этому научиться, из интересу. Но для большинства людей эта ситуация все-таки оч-чень гипотетическая. Из разряда "очутиться на необитаемом острове".
Tags: Мимоходом, Педагогическое
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 220 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →