kot_kamyshovyj (kot_kam) wrote,
kot_kamyshovyj
kot_kam

Покровский собор - про вообще





Я все думал: стоит ли пересказывать то, что вы и так можете прочитать в википедии? С одной стороны - глупо как-то пересказывать общеизвестное и общедоступное, с другой - ну никто же не полезет специально читать эту википедию. К тому же у меня тут Глюк, который историк, и мама у него историк и учитель истории, и все московские достопримечательности он в детстве обошел с экскурсиями. Поэтому если он говорит, что "это же все знают", скорее всего, это значит, что он-то это знает с шестого класса и не представляет, как кто-то может этого не знать. Так что, пожалуй, изгоню я внутреннего Глюка и напишу все, что считаю нужным. Чур меня, чур! Отыди от мене!

Если посмотреть на собор, станет видно, что он в основном из красного кирпича. На самом деле он выстроен из кирпича и белого камня, а под кирпич он раскрашен. Причем это не в двадцатом веке додумались - именно так было сделано изначально. То есть догадаться снаружи, на глазок, где там кирпич, а где камень - нереально.




В таком нагромождении куполов (на самом деле, правильно говорить "главы", но все равно все будут путаться) вообще-то ничего необычного нет. Когда видишь такую церковь, можно предположить, что внутри - большое помещение с соответствующим количеством растущих из потолка барабанов. Ну, вот как-нибудь так:



Есть еще вариант, когда внутри - большое помещение со сплошным сводом, а главы пристроены сверху просто для красоты.

Так вот, к Василию Блаженному это все не относится. Каждая из глав собора - это отдельная церковь. Просто отдельное помещение со стенами и дверью.





Именно поэтому он внутри напоминает лабиринт. Собственно, почему напоминает? Он и есть лабиринт.



Не зря мне вспомнилась Храмина из "Имени розы"...

Кто-нибудь может обратить внимание, что наряду с привычными, "популярными" названиями церквей: Троицкая, Покровская, Николая Чудотворца, Входа Господня в Иерусалим, - в соборе присутствуют какие-то малоизвестные святые. Кто такой Григорий Армянский? Чем знаменит Варлаам Хутынский? Почему именно их сочли нужным прославить в одном из центральных соборов страны? А дело в том, что Покровский собор был выстроен Иваном Грозным в ознаменование взятия Казани. И все тамошние святые - это какие-то важные даты Казанского похода. В день Покрова (центральной церкви собора) была взята Казань. В день памяти Александра Свирского (30 августа), состоялась одна из важных битв Казанского похода — разгром конницы царевича Япанчи на Арском поле. В в день памяти Варлаама Хутынского (6 ноября) состоялся торжественный въезд царя в Москву из Казанского похода. И так далее.





Музей, который и сейчас существует в храме, благополучно уживаясь с тем фактом, что храм действующий и там проводятся богослужения, - это филиал Исторического музея, историко-архитектурный музей. То есть его основной направленностью была именно история архитектуры. Поэтому собор реставрировался и оформлялся таким образом, чтобы подчеркнуть именно его архитектурные особенности. Например, кладку сводов:



Или росписи разных эпох. В ряде церквей многовековые наслоения росписей снимали до "первого красочного слоя". Вот в этой церкви, например, "первым красочным слоем" оказалась обычная побелка - ее и оставили.

Кем именно построен собор - до сих пор толком так и не известно. Легенда о том, что зодчих ослепили, чтобы они больше не могли создать ничего подобного - скорее всего, именно легенда. Но факт тот, что многие приемы, использовавшиеся в строительстве храма, нигде более в России не использовались ни до, ни после, зато использовались в тогдашнем европейском зодчестве. Поэтому версия, что зодчий не был ослеплен, а просто уехал восвояси на историческую родину, куда-нибудь в Италию, как минимум имеет право на существование.

Дальше просто разные картинки.





Амурская сирень. Дерево такое.





Пахнет сильно, приятно, но совсем не сиренью.





Фасадная икона на колокольне, Покров с предстоящими Василием и Иоанном Блаженными. Это список, сама икона находится в Покровской церкви.





Фрагмент: св. Василий спасает купцов на море.







Галерея ("гульбище") второго этажа застеклена, и в ней отражаются соседние церкви. Вот тут, например, отражается колокольня.







Еще одна фасадная икона.





А это не просто дерево. Оно отмечает изначальную высоту культурного слоя. Позднее его сняли, а вот это оставили как метку.















Моделька.





Пол второго этажа. Частично даже подлинный.





Еще модель, более точная.





И вечер снаружи.














Tags: Московское, фотографии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments