kot_kamyshovyj (kot_kam) wrote,
kot_kamyshovyj
kot_kam

Categories:

Покровский собор: второй этаж





Продолжаю рассказывать об экскурсии в собор Василия Блаженного. А вы думали, уже все? Ха! Я еще и половины не рассказал.

Тут, правда, я должен перед вами извиниться. Я не очень хорошо ориентируюсь в лабиринтах, поэтому послушно ходил, куда водили, и окончательно запутался. Я вот смотрю на эти фотографии и не могу даже с уверенностью определить, где какая церковь. :-( Более того, я даже не в состоянии сейчас определить, где заканчивается второй этаж, и начинается первый. Поэтому рассказывать буду без складу, без ладу, что вспомню неделю спустя; а в остальном фотографии пусть говорят сами за себя. Если где навру - ну, извините...

Второй этаж Василия Блаженного - неотапливаемый. Сейчас, летом, это не так заметно (зимой-то это оч-чень заметно!), но, насколько я понимаю, это сильно сказалось на том, что сохранилось на втором, и что на первом. Первый этаж собора был отапливаемым с самого начала, поэтому там чаще служили, он больше посещался, сильнее страдал от использования. Поэтому там все - росписи, иконостасы, - более новое. Ну, относительно новое. А на втором - более древнее. Хотя понятно, что весь храм активно использовался, а потому постоянно приспосабливался под тогдашние современные нужды (например, устаревшие иконы заменялись новыми, более современными, и так несколько раз). Ну, так же, как наши родители или бабушки где-нибудь в шестидесятых избавлялись от громоздкого довоенного антиквариата, с удовольствием заменяя его модной современной мебелью. К сожалению, наши предки были не в курсе страданий музейщиков и реставраторов: ну что им стоило припрятать эти старые иконы где-нибудь в подклете? Но нет! Поэтому после революции, когда музейные работники стали восстанавливать первоначальные иконостасы, иконы той эпохи пришлось собирать с бору по сосенке. Благо, время было безбожное, древние иконы из закрытых и разрушенных церквей в Москву свозили возами, выбрать было из чего. :-/

Сразу предупрежу, что иконостасы я почти не снимал. Особенно самые древние, те, что за стеклом. Наверняка в сети тонны отличных профессиональных фотографий этих икон, без бликов на стекле и всего прочего... А вот фигушки. Что-то не нахожу. Неужели никогда как следует не снимали?




Гульбище - галерея, опоясывающая храм по периметру второго этажа. Когда-то она была открытой; потом над ней надстроили крышу, а не так давно еще и застеклили.







Купол Троицкой церкви. Я его уже показывал, покажу еще раз. На стенах - побелка (так было в XVII веке), на стенах виднеются отверстия голосников - кувшинов, вделанных в стену для улучшения акустики.





Они есть в большинстве церквей Покровского собора, всего их там 83, причем 37 - в одной церкви (не помню уже, в которой). Кувшины эти самые обычные, купленные тут же на базаре: с носиками, с ручками... Вот такие примерно:



Этот голосник вынули из стены во время реставрации, поскольку он там совсем развалился. Отреставрировали и выставили в витрине.

Нам тут же предоставили возможность убедиться в том, насколько хороша здешняя акустика. Дело в том, что в храме выступает ансамбль "Дорос" - мужской квинтет, поющий духовную музыку а капелла. Когда они не на гастролях, они работают в Покровском соборе, раз, кажется, в полчаса выступая с короткой программой. Перед нами они тоже выступили. Пели "Ныне отпущаеши", и еще что-то, не помню. Надо сказать, что да, впечатляет. Звук получается неземной - голоса звучат со всех сторон сразу, и ты буквально плывешь в этом пении.





В качестве ложки дегтя могу добавить, что то ли эта акустика не рассчитана на поставленные оперные голоса, то ли что, но только мне было слишком громко. Я заткнул уши, как обычно делаю на рок-концертах - стало нормально. Никогда не думал, что такого эффекта можно добиться просто голосом безо всяких усилителей - а вот поди же. Хотя, возможно, дело как раз в том, что из-за защитных стекол и прочего акустика в храме испортилась.

Это, кажется, церковь Александра Свирского.







Росписи в коридорах. Какого века - не скажу.









А тут меня впечатлили херувимы. Вот эти, ктулхуобразные.







Выносные фонари.











Пол я тоже уже показывал, но очень уж он мне нравится. На втором этаже полы почти везде кирпичные.





Покровская церковь, центральная, в честь которой назван и весь собор (напомню, что в день Покрова была взята Казань). Высота купола - 47 метров, если не ошибаюсь.





Половина стен тут расписана под кирпич, как было изначально, а на половине оставлены позднейшие росписи.







Иконостас.









Уже знакомая вам фасадная икона со стены колокольни. "Покров Богородицы с предстоящими Василием и Иоанном Блаженными". Вот это - оригинал.







Роспись, кажется, века восемнадцатого, но могу и ошибаться.





Сравнительно недавно открытая надпись, сделанная строителями собора, из которой как раз известна точная дата освящения собора.











Потайной ход в стене.







И хоругвь для крестных ходов. Весит килограммов шестьдесят. Древко у нее тройное, потому что в одиночку нести ее было невозможно. Недаром нести хоругвь считалось делом почетным, но тяжелым.




"Горкин почетный хоругвеносец, исконный, от дедушки. У него зеленый кафтан с глазетовой бахромой серебряной, а на кафтане медали. Завтра он понесет легкую хоругвь, а Василь-Василич тяжелую, в пуд, пожалуй. А есть, говорят, и под три пуда, старинные, из Кремля; их самые силачи несут, которые овсом торгуют". (И. Шмелев "Лето Господне") Так вот, эти хоругви даже не в три, а почти в четыре пуда.


Засим разрешите пока откланяться. Далі буде.
Tags: Московское, фотографии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments