kot_kamyshovyj (kot_kam) wrote,
kot_kamyshovyj
kot_kam

Categories:

Покровский собор: первый этаж и дополнения





Я пока писал эту серию постов, лазил по интернету в поисках информации - и все сильнее понимал, как много я не досмотрел. И что придется идти еще раз. :-) В общем, сходили сегодня на день Покровского собора. Я ожидал безумные толпы народу, но сегодня с середины дня лил дождь, и посетителей было просто на удивление мало. С одной стороны, хозяевам, наверно, обидно, что гостей пришло меньше, чем рассчитывали. Но зато ходить по собору можно было совершенно свободно и спокойно. Можно было выбрать момент и заснять пустой коридор. Можно было зайти в церковь совершенно одному, посидеть на лавочке, полюбоваться в тишине. Короче, редкая удача и роскошь.

Поэтому я дополнил то, что уже показывал, еще некоторым количеством интересных кадров.

Но сначала все-таки про первый этаж. Тем более, что обычные посетители входят в собор именно через него, и осмотр начинается с церкви Василия Блаженного.

Церковь эта возведена несколько позже основной части храма над местом, где похоронен Василий Блаженный. То сооружение, которое выглядит как рака (место, где хранятся мощи святого), на самом деле пустое и стоит над могилой святого, которую никогда не разрывали.




Нижний этаж отапливаемый, в церкви постоянно проводились службы (и теперь проводятся), поэтому росписи и убранство тут поздние. Иконостас чуть ли не начала ХХ века.







Такой свод называется "крещатым".







Пол в церкви выложен рельефными чугунными плитами каслинского литья. Увы, директор музея говорила нам, что они подумывают этот пол заменить. Дело в том, что зимой, в слякоть, весь снег на ногах с улицы тащится туда, и на плитах стоит вода (на этих плитах вода стоит действительно прекрасно, сегодня мы в этом воочию убедились). А это создает микроклимат, губительный для росписей и интерьеров собора. Так что появится возможность - сходите посмотрите на эти полы; есть шанс, что через некоторое время их уже не будет.





Вот вы будете смеяться, но я же так и не выяснил, как называется это помещение. Вроде бы "подцерковье Троицкого храма". На стене я, кажется, видел надпись "крипта" (что значит то же самое, что и "подцерковье"), но я уже не уверен, что мне не померещилось.





Сегодня оно почти все время стояло пустым. Там звучит церковное пение - тихо-тихо, так, что сперва и не поймешь, то ли правда слышно, то ли чудится.





Говорят, земляк наш, Иосиф Волоцкий. :-)





Потолочная роспись у церкви Василия Блаженного, довольно поздняя.







Архитектурная экспозиция. Образец неотреставрированной стены, кусок колонны, водосток и проч.









Хоругви XIX века. Роскошные, золоченые, эмалевые.





Очень здорово сделаны витрины, в которых они стоят. Хоругви двусторонние; так вот, чтобы не делать к ним подход с двух сторон, позади них стоят зеркала. Так что переднюю часть хоругви ты видишь в витрине непосредственно, а оборотную - в зеркале за ним.







Две хоругви сделаны в форме стилизованных богатырских шлемов, со свисающими снизу кольчужными бармицами.







Богородица - Царица Небесная, и нимб ее изукрашен стилизованными изображениями небесных тел. Кто сказал "Варда"?!





Большую часть первого этажа занимает подклет - подвальные помещения (правда, это не подвал в полном смысле, поскольку находятся они выше уровня земли, но они выстроены как опора для церквей второго этажа, и выглядят именно как подвалы). Прежде его использовали как хранилище, и сейчас там тоже хранятся разнообразные сокровища. Книги, например.





Адам Олеарий, "Путешествие в Московию", гравюра "Шествие на осляти" (крестный ход на Вербное воскресенье).





Зал, посвященный реставрации собора. Голосник.





Слюдяные окна.





Часть старого купола. Дело в чем: долгое время купола собора были из железа. Отчего их регулярно приходилось менять. И вот наконец в шестидесятые годы нашего пардон, прошлого века купола сделали из меди. И с тех пор больше не меняют, только красят периодически. Потому что медь, конечно, тоже корродирует, но далеко не так, как железо.





Старые детали внешнего убранства, снятые во время реставрации.







Новые изразцы, изготовленные на замену.





Рабочие материалы: схемы реставрации росписей и так далее.







Икона "Видение пономаря Тарасия". В этом видении пономарю явился Варлаам Хутынский и рассказал о бедствиях, грозящих Новгороду. Нет, пока не об Иване Грозном - всего лишь мор и пожар. Икона интересна, помимо всего прочего, тем, что она довольно точно воспроизводит топографию Новгорода.





Надвратная икона Василия Блаженного с ворот Китай-города (если не ошибаюсь). Интересна тем, что сама икона и ее оклад отражают разные этапы городского строительства.




На иконе собор Василия Блаженного окружен домами.





А на окладе - каменной подпорной стеной, которую мы видим и в наши дни.





Покров на раку Василия Блаженного, вышитый в мастерской Ирины Годуновой, жены царя Федора Иоанновича, вскоре после смерти святого. То есть это вот XVI века покров, с тех самых пор и хранился. Драгоценные камни с него ободрали, а так он цел.





Ниши подклета закрывались дверьми и служили чем-то вроде банковских ячеек, где хранились ценности.





Замки. Второй замок слева - с тремя ключами. То есть открывали его не иначе, как втроем.





Зал блаженных. Вериги.







Я невольно задался вопросом, сколько же должны были стоить такие орудия умерщвления плоти. Железо, работа... На наши деньги - как подержанный автомобиль, наверно. Недешево было быть святым аскетом...

Потайная лестница, которая вела из Покровской церкви в подклет. Теперь это стандартный путь наверх для посетителей музея.





Чудеса Василия Блаженного. Судя по основному их содержанию, святой был преизрядным троллем.







Тоже хоругвь, попроще и полегче. Ткань, шитье, бристольский картон, роспись.





Про первый этаж музея на этом, кажется, все. А дальше мы пошли наверх.

Узорный кирпичный пол в западной части внутренней галереи второго этажа.





Это я уже показывал, показываю еще раз, получше.







Поснимал на этот раз в ризнице.





Западную книжную миниатюру мы все знаем хорошо. Ирландскую, французскую. А русской-то как-то особо и не видели... Не могу отделаться от ощущения, что эти ангелы на самом деле - юные интеллигентные библиотекарши в очках. Особенно два нижних.





Погода. Вид на Москворецкий мост.





Один из закоулков внешней галереи, куда выходит апсида церкви Варлаама Хутынского (если ничего не путаю). Там деревянный потолок, и чудесно пахнет старым деревом.





Сохранившийся фрагмент древнего деревянного пола.





Старинные подсвечники. Фотоаппарат врет: на самом деле они гораздо темнее, и узоры почти не видны.













Решил все-таки показать тябловый иконостас. Обычный современный иконостас как выглядит? Как стена с дверьми, на которой развешаны иконы. В соборе Василия Блаженного такие тоже есть. Но наиболее древние выглядели иначе. От стены к стене ставилась деревянная балка - тябло, - к ней присоединялись другие балки, и на этих-то балках, вплотную друг к другу, крепились иконы.





Кусок внешней галереи.





Фрагмент иконостаса центральной, Покровской церкви.





Это уже снаружи. Опоры крыльца.








Закончили мы свою экскурсию колокольной лекцией. Лекция проводилась на улице, у колокольни, и дождь ее слегка подпортил, но все было сделано очень умно. У входа на колокольню выставили колонки, накрыли их пакетами от дождя и кинули шнур от микрофона наверх, звонарю. Звонарь был не тот, что в прошлый раз, но не менее словоохотливый. Видно, профессия располагает. Он вкратце рассказал о колоколах собора и продемонстрировал разные звоны, в том числе довольно сложные и редкие.

Еще раз большое спасибо работникам музея за праздник!
Tags: Московское, фотографии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments