— В «Гамлете», — объяснял свой замысел режиссер, — я увидел прежде всего пьесу интриги, пьесу напряженного действия, пьесу, в которой борьба действующих лиц переходит непрерывно из картины в картину...
Акимовский Гамлет талантливо дурачил своих врагов. Он ловко фехтовал. Он был уже совсем близок к победе, и только нелепая случайность вырвала эту, уже совсем было добытую победу из его сильных и ловких рук.
На знаменитый неразрешимый вопрос — почему Гамлет медлит? — Акимов ответил очень просто.
Если бы все дело было только в мести, Гамлет немедленно прикончил бы Клавдия. Но вся штука в том, что он сам хочет стать королем. А это уже более трудная задача. Тут поневоле приходится рассчитывать, хитрить, не торопясь раскидывать сети.
— Мне представляется, — говорил Акимов, — что месть за отца сопряжена для Гамлета с борьбой за возвращение незаконно отнятого у него престола, а став на этот путь, я должен был признать, что характер Гамлета — характер сильный, действенный, активный. Я должен был показать, как Гамлет борется с захватчиками принадлежащего ему трона, какие методы он применяет, чтобы завербовать друзей и подстегнуть веру друзей колеблющихся, как он ведет себя с врагами...
Понятно, что режиссер, прежде всего, хотел поставить советского, оптимистического "Гамлета". Далее говорится: "Акимов резонно решил, что человек, рассуждающий таким образом, вряд ли может верить в загробную жизнь и в существование призраков. Он стал читать книги тех философов и мыслителей, на которых воспитывался и учился Гамлет. Прочел сочинения Эразма Роттердамского. Нашел у него сходные рассуждения. И там же, в сочинениях Эразма, нашел описание того, как два свободомыслящих молодых человека устроили веселый розыгрыш: инсценировали появление духов, чтобы напугать своего знакомого священника, который до смерти этих духов боялся". Но мне в данном случае интересно другое - то, что спектакль таким образом (по крайней мере, в том виде, как описывают его Сарнов и Рассадин) оказался максимально приближен к оригинальной истории Саксона Грамматика о принце (Г)Амлете, который без лишних рефлексий хитроумно и доблестно притворяется безумцем, чтобы вернуть себе отцовский трон: https://norse.ulver.com/src/other/saxo/hamlet.html Интересно, правда ли, что режиссер не знал этой легенды, а опирался исключительно на Эразма и прочих современников Шекспира? Теперь уже и не узнаешь. От спектакля осталось несколько фотографий, да еще, возможно, музыка Шостаковича.
Гамлет - комик Анатолий Горюнов
Эскизы костюмов
(отсюда: http://www.vakhtangov.ru/shows/gamlet32)