kot_kamyshovyj (kot_kam) wrote,
kot_kamyshovyj
kot_kam

Bullying как школа жизни

Замечательная, на самом деле, серия Мадлен л'Энгл, что мы сейчас переводим. Причем не столько как фантастика/фэнтези для детей, сколько как документ эпохи. Если, например, кому-то интересно, почему его любящие родители ничего не предпринимали, когда его травили в школе - пожалуйста, читайте "Ветер на пороге", там все очень понятно и доступно изложено. Все тогдашние принципы воспитания, в соответствии с которыми растили не только наших американских ровесников, но и нас тоже.

Вот ситуация: имеется нестандартный ребенок, которым его интеллигентные родители страшно гордятся. Умный, развитый не по годам, вдобавок наделенный некоторыми способностями, которые простецы назвали бы сверхъестественными. Короче, вундеркинд и дитя-индиго. И вот нестандартный ребенок пошел в школу. Школа находится в американской глубинке, даже не в "маленьком городке" (town), а просто-таки в деревне (village). Местные тут поколениями живут, все очень друг на друга похожи, и непохожих сильно не любят (это не мои выводы - это в книге героине ее друг прямым текстом так объясняет, и говорит, что, конечно, в городе, где люди более разные, ее братишке было бы легче, а у нас-то тут... а вы приезжие...) Нестандартного ребенка местные дружно считали за идиота и втихомолку жалели, а тут в первый же учебный день выяснилось, что он не только не тупой, но еще, пожалуй, и поумней училки будет. Во всяком случае, он слово "митохондрия" знает, а училка его в первый раз слышит. Короче, нестандартного ребенка в школе с первого же дня жестоко и регулярно пиздят. Всерьез пиздят, не так, чтобы там щелбана отвесить или трусы на уши натянуть, а до крови, по голове и ногами. И одноклассники, и "большие ребята". И так оно продолжается уже два месяца, и конца этому явно не видно.

Что предпринимают любящие родители, которые своим уникальным малышом страшно гордятся? А ничего. Сестра старшая с ума сходит, нарочно сбежала с уроков, чтобы поговорить с директором начальной школы. На что директор резонно возражает - ничего не знаю, девочка, а папа с мамой твои где? Ничего не предпринимают? Значит, все в порядке, их все устраивает. Девочка спрашивает у мамы:

- Ну, и что же вы предпринимаете?
- Мы очень стараемся ничего не предпринимать. Забрать Чарльза из школы было бы проще простого. Мы же думали об этом с самого начала... Но ведь Чарльзу Уоллесу придется жить в мире, который состоит из людей, мыслящих не так, как он. И чем раньше он начнет учиться уживаться с ними, тем лучше. Вы с Чарльзом не умеете приспосабливаться, как близнецы.

Заметьте, это говорит мама, которая год назад объясняла этой самой девочке, что Чарльз нестандартный, что у него многое развивается не так, как у других детей, и к нему нельзя подходить с обычными мерками. То есть когда Чарльз умен не по годам - это значит, он нестандартный и к нему с обычными мерками нельзя. А когда шестилетний пацан, не по годам же мелкий и хрупкий, не в состоянии справиться с восьми-девятилетними кабанами или с толпой одноклассников - это ничего, пусть учится приспосабливаться. "Ни одна форма жизни, которая не способна приспосабливаться, долго не протянет". Это тоже цитата из мамы, из того же разговора, если чо. На самом деле, с высоты своих сорока пяти лет я их по-человечески очень даже понимаю. Папа крупный ученый, все время по командировкам, ему некогда. Мама дома с детьми, но она тоже крупный ученый, у нее дома лаборатория, она на Нобелевку идет (и к третьей книге ее уже получит). К тому же в науке она как рыба в воде, а вот разруливать такие ситуации, как у Чарльза в школе, она тупо не умеет. Но вслух она этого не скажет, и себе в этом не сознается. Чарльз должен научиться приспосабливаться, и точка. Будь мужиком, блеать. Впрочем, у старшей дочери в школе было ровно то же самое. Девочка приходила в рваной блузке, с фингалами под глазом, мама вздыхала, жалела и тоже палец о палец не ударила. Приспосабливайся как знаешь, форма жизни.

Но ладно, это родители, родители тоже люди, в конце концов, им свойственно ошибаться. Вот Чарльзу ниспослан загадочный Учитель, весь такой хороший, видимо, очередной ангел с небес. Но и он тоже сурово отвечает сестре:

- Дорогие мои, не стоит относиться к себе так серьезно! Почему, собственно, Чарльзу Уоллесу должно быть легко в школе?.. Он должен научиться себя защищать.

И сам Чарльз Уоллес стоит и кивает:

- Учитель прав. Вопрос в том, чтобы научиться адаптироваться. Этого за меня никто не сделает.

Вопрос о том, способен ли он прямо сейчас научиться адаптироваться, не сломают ли его в процессе с концами и нужно ли учиться адаптироваться к компании деревенских гоблинов, с которыми Чарльз Уоллес, закончив местную школу, скорее всего, никогда в жизни больше не пересечется, даже и не стоит.

О, как знакомо, как все узнаваемо! Вплоть до реакции Чарльза Уоллеса - ну конечно же, дело во мне, это я виноват, я должен научиться адаптироваться, что ж я, не мужик, что ли? Я вот не припоминаю, чтобы в советских детских книжках хоть где-нибудь все это было вот так красиво по полочкам разложено. Оно подразумевалось и витало в воздухе. Но в книжках, как правило, если уж доходило до взрослых, нормальные книжные взрослые все же говорили, что те, кто бьет - хулиганы, и надо хоть что-нибудь предпринять. И даже предпринимали иногда. А тут же вот как так и надо. Да здравствует закон Дарвина.

Зуб на холодец даю - все с натуры писано. Автор с мужем - бродвейские актеры, которые уехали в глубинку и открыли магазинчик. И трое детей. Ради детей и уехали, чтобы детки на природе росли, а не в нью-йоркской душегубке. Вот детки и росли... как получалось.

Я книжку до конца не дочитал еще. Думаю, что к концу книги проблема, конечно же, решится. Каким-нибудь волшебным способом. Потому что неволшебных способов решать такие проблемы автор, похоже, не знает.

И, кстати, к вопросу о мамах, которые много лет спустя всплескивали руками и говорили: "Да что ж ты мне-то не сказала! Уж я бы им!.." - не, не обольщайтесь. Это она сейчас так думает. Тогда, сорок лет назад, скорее всего, ничего бы мама не сделала. Тоже ответила бы, что чего ж ты такая размазня, надо учиться за себя постоять, да и все.

UPD: По правде сказать, меня занесло не туда. Я неверно расставил акценты. Именно потому, что да, для меня тема тоже триггерная и болезненная. (Читать дальше...)
Tags: Воспитательское, Педагогическое, Психоложество
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 176 comments