kot_kamyshovyj (kot_kam) wrote,
kot_kamyshovyj
kot_kam

Category:

Ночная теплоходная экскурсия по каналу имени Москвы





Мы давно подумывали как-нибудь прокатиться на теплоходе по московским шлюзам. Живем ведь рядом, а шлюзы видим только со стороны - глупо как-то. И тут вдруг знакомая с фейсбука зазывает: ночная экскурсия по каналу имени Москвы! Так, как обычно туристов не возят. Мы подумали - на берегах, правда, нифига не видно будет, да и хрен бы с ним: чего мы там не видели? А зато романтика! Отплытие в полночь от "Москвы-Сити", прибытие в пять утра к северному речному вокзалу. Здорово же? И мы поехали.

Вот весь наш маршрут на карте Москвы: от "Москвы-Сити" до Речного вокзала.














Проходим под мостом МЦК и Третьего Транспортного Кольца.









Останки грузового порта на Филях.





Дальше мы обогнули Филевский парк, прошли мимо родной Карамышевской набережной и миновали первый шлюз у нас на Мневниках. Потом небольшой кусок природного русла Москвы-реки, и мы входим в Хорошевское спрямление (канал, срезающий петлю русла, где Серебряный Бор и Строгино). Но все эти места хожены-перехожены зимой на лыжах, а ночью там темно и снимать особо нечего.

Экскурсоводов у нас было два. Один рассказывал про Москву, про районы, через которые мы проходили, а второй - про сам канал имени Москвы. Канал, собственно, построили ради того, чтобы обеспечить Москву водой и сделать Москва-реку судоходной в течение всего сезона. Потому что до его постройки летом временами она мелела до того, что ее можно было вброд перейти (собственно, на месте Крымского моста раньше и был Крымский брод). Ну, разумеется, сейчас я уже не помню во всех подробностях того, что нам рассказывали, помню только про сложную систему шлюзов, потому что шлюзы можно на фотографиях видеть воочию.

И вот мы проходим Хорошевское спрямление и приближаемся к "Алым парусам".











За "Алыми парусами" нас ждет первый двойной шлюз. Шлюзы проходятся по очереди, сперва в одну сторону, потом в другую. И сейчас справа от шлюза горит красный сигнал, который дает понять, что пока не наша очередь.









И вот, наконец, распахиваются ворота шлюза, навстречу нам выходят прогулочный теплоход и баржа, и мы входим в шлюзовую камеру.







Перепад высот в камере - девять метров. То есть оттуда, где мы стоим вот сейчас, нам предстоит подняться во-он туда, где сырая темная стенка сменяется светлой белой. Судно при этом должно быть причалено к стенке, потому что течение в шлюзе во время шлюзования довольно сильное. Самый простой способ причаливания - вон за те вбитые в стену крюки. По мере того, как вода поднимается, канат надо перекидывать с одного крюка на другой.







Но нам это не понадобится. Эти крюки тут про запас, а мы будем чалиться вон к той штуковине. Она умеет сама ездить по направляющим вверх и вниз по мере того, как судно поднимается или опускается. Матросу надо только накинуть канат, остальное она сделает сама.





Все, ждем. Устройство шлюза же все знают? Я на всякий случай расскажу, штука простая, но гениальная. Шлюз состоит из двух водонепроницаемых ворот, которые открываются навстречу течению, и камеры между ними. Если нам, допустим, нужно поднять судно на девять метров, мы закрываем верхние ворота, спускаем воду, открываем нижние ворота, судно входит в камеру, мы закрываем нижние ворота и потихоньку пускаем воду в верхние (за верхними воротами, напоминаю, стоит вода на девять метров выше, так что сами они открыться не могут, на них давит вся эта масса воды). Когда шлюзовая камера наполнится водой, теперь уже нижние ворота открыться не могут, потому что на них давит соответствующая масса воды. Зато верхние ворота свободно открываются - вода-то у них теперь с двух сторон, и давит с равной силой. Судно выходит. Навстречу заходит другое, то, которому надо вниз. Мы закрываем верхние ворота и открываем слив в нижних. Вода постепенно опускается, вместе с ней опускается судно, когда вода опустилась до нужной отметки, нижние ворота открываются, судно выходит. Мы тратим силу только на открытие ворот и заслонок, все остальное происходит само собой, за счет перепада высот. Круто, правда?





Здания шлюзов украшены скульптурами, подобающими советской эпохе.





Шлюзовая камера постепенно заполняется водой...





И наш теплоходик постепенно всплывает над стенками шлюза.





Отворяются ворота, и вот впереди...





...Еще одна шлюзовая камера. Потому что шлюз возле "Алых парусов" - двухкамерный. То есть за два шлюзования мы преодолеваем перепад высот в восемнадцать метров.





Вместе с нами в шлюз заходит еще катерочек. На нем очень удобно наблюдать процесс шлюзования со стороны. Вот он болтается где-то внизу.





Вода в шлюзе покамест тихая и спокойная.





И вот пустили воду сверху. Пошла...





Пошла...





Пошла...





И наш катерочек уже почти вровень со стеной. Если бы суда не были закреплены, представляете, как бы нас тут колбасило? Как резиновых уточек в ванне.





Миновали вторую камеру. Проходим над Волоколамским шоссе. Уникальное место, где шоссе идет не над каналом, а под каналом. Причем снизу совершенно не видно, что у тебя над головой канал и корабли идут.









Светает. Впереди очередной шлюз. Горит зеленый сигнал: путь открыт!







И снова то же удивительное зрелище, но уже на рассвете. Спокойная вода шлюза...





Начинает бурлить...





И вся покрывается пеной.











И снова впереди вторая камера.





А тут здание вместо статуй украшено якорями - кстати, так же, как наш мост над шлюзом, что на Мневниках.











Ворота шлюза вблизи.





Льющаяся вода поближе, уже почти при дневном свете.





















Миновали последний шлюз, выходим в Химкинское водохранилище.













На противоположном берегу, у метро "Сходненская", стоят на приколе экраноплан и подводная лодка.







Это не что-нибудь, а музей истории ВМФ, куда мы который год все никак не соберемся. Но уж этим летом непременно...

И вот впереди здание северного речного вокзала, обветшалое, но все еще красивое.







Керамические медальоны на фасаде (в альбоме их больше).













И скульптура на подходе к речному вокзалу.




В целом могу сказать, что второй раз я бы на такую экскурсию не поехал - шлюзование дело долгое и неспешное, и наблюдать за ним быстро надоедает. Но один раз съездить точно стоило, и никто из нас не пожалел, что съездил.
Tags: Московское, видео, фотографии
Subscribe

  • Собака и салюты

    Впервые за много лет провели Новый Год с собакой, не боящейся салютов. В первый свой Новый Год (он родился пятого января, то есть ему ровно год было)…

  • Салатное

    Обдумываем новогоднее меню, и так у нас как-то выходит, что полдюжины вариантов салатов, и все с майонезом. Не поймите неправильно: мы как раз не…

  • (no subject)

    За окнами опять пальба. Какое счастье, что собачка в последний год забил бояться салютов! (Это нам свезло, кстати: многие к старости как раз…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments

  • Собака и салюты

    Впервые за много лет провели Новый Год с собакой, не боящейся салютов. В первый свой Новый Год (он родился пятого января, то есть ему ровно год было)…

  • Салатное

    Обдумываем новогоднее меню, и так у нас как-то выходит, что полдюжины вариантов салатов, и все с майонезом. Не поймите неправильно: мы как раз не…

  • (no subject)

    За окнами опять пальба. Какое счастье, что собачка в последний год забил бояться салютов! (Это нам свезло, кстати: многие к старости как раз…