

Спектакль выглядел не совсем так, как я ожидал, но это и неудивительно: иначе какой был бы интерес? Дело происходит вполне себе в наши дни. Съемочная группа, приехавшая на север снимать какую-то рекламу, в непогожую ночь застревает на дороге и решает попроситься переночевать в ближайшей деревне. "Мама, мы в аду! Мы в аду, мама!" ;-)

И оказывается в доме крестьянина Семена Малины. Где их, разумеется, встречают как родных, отмахиваясь от заготовленной легенды, что "мы, мол, приехали снимать кино про Пушкина", переодевают в сухое и чистое, усаживают за стол с пирогами, наливают фирменной хозяйской малиновки, и хозяин, разумеется, принимается вдохновенно гнать. В целом пересказывает он всякие истории в стиле Писахова, но то ли я Писахова подзабыл, то ли сценарист насочинял что-то свое по мотивам Писахова. За что ему, надо сказать, респект. В таких историях главное не оригинальность, а неожиданность.



По правде говоря, это была наиболее насыщенная и захватывающая часть спектакля. Я, грешным делом, подумал было, что оно так и будет до самого конца. ;-) Но тогда бы это вышел моноспектакль, а это совсем другой жанр.

Наконец нежданных гостей отправили спать на чердак, и вот тут-то и началось основное действо. Потому что сны на чердаке у деда Сени снятся особенные. То ли малиновка у него такая забористая, то ли в сене какие-то травки особые попадаются, то ли стены старые в себя впитали все, что рассказывалось на этом чердаке за сотню лет. Первая история была самая глючная, и привиделась она, похоже, тому парню, который деда Сеню вовсе не слушал, а сидел в сторонке и слушал в наушниках свой скандинавский фольк-рок ("Это не музыка!") Ничем другим двух буйных валькирий с копьями и шведского графа в ведре с рогами я объяснить не берусь. ;-)


В целом же это был местный вариант "Кота в сапогах", только вместо кота тут лисичка.


Дальше была сказка про мужика, утопившего злую жену в выгребной яме и получившего взамен полезную Микробу, сказка (скорее, народный анекдот) про мужика, который привез с базара зеркало, и сказка про дурочку.






Я не очень разбираюсь в театре, но я бы сказал, что спектакль сделан в стиле клипа. То, что на самом деле это сны, конечно, многое объясняет. Сны не обязаны быть связными и законченными. Говоря о спектакле, сделанном по Шергину и Писахову, трудно избежать сопоставления с советским мультфильмом "Смех и горе у Бела моря". Думаю, далеко не все вы видели его целиком (он довольно длинный), но все вы совершенно точно видели и знаете отдельные эпизоды из него: "Апельсин", "Морожены песни", "Волшебное кольцо". Их часто показывали как отдельные самостоятельные мультфильмы. Эпизоды этого спектакля как отдельные пьески показать было бы невозможно: они текут и путаются, вплетаясь в общую ткань спектакля. Возможно, более молодым людям, привычным воспринимать именно клипы, его смотреть комфортнее.
Кстати, не очень понятно, на какого зрителя рассчитан спектакль. Формально он был заявлен как 12+, но общая стилистика ближе именно к детскому спектаклю (ну, либо к народному театру, который выглядит примерно так же ;-) ). С другой стороны, содержание не сказать, чтобы совсем детское. Впрочем, театр был полон, и явно отчасти благодаря культпоходу: там было как минимум две группы младших школьников. Надо сказать, что дети смотрели с интересом. Нет, я у них не спрашивал, но сидели они молча (кроме нескольких самых маленьких, которых родители довольно скоро увели) и смартфонами особо не светили - а это, согласитесь, о чем-то, да говорит. Впрочем, передо мной сидел юный ценитель лет двенадцати, который периодически отпускал реплики вроде "Оч-чень смешно! :-/" "Не смешно!" и "Затя-януто!"
А под конец, когда мы уже досмотрели последний сон, и зрители слегка зашевелились, съемочная группа на чердаке проснулась и собралась было потихоньку уехать, не тревожа хозяев. Но не тут-то было. Гости же обещали снимать фильм про Пушкина? Хозяева уже и нарядились по-праздничному, про Пушкина рассказывать будут... Пришлось снимать.

Я бы сказал, что про Пушкина было зря. На самом деле, про Пушкина было бы здорово, если бы все то же самое, но в три раза короче и ближе к началу спектакля. Устный пересказ длинного народного предания о Пушкине под конец спектакля, когда мысли уже несколько разбежались в стороны и хотелось их собрать, был как-то не очень к месту. Не могу не согласиться с юным критиком: "Затя-януто!"
Ну, и честно говоря, я ожидал больше песен, и не только в записи. Я слышал северное пение, это действительно изумительное многоголосие, трех голосов для него явно мало, а молодые актеры почти не пели. И вот сейчас, когда я об этом задумался, мне кажется, что изначально в спектакле песен должно было быть намного больше. Потому что он чем-то неуловимо напоминает оперу, из которой выкинули почти все арии.
Сам по себе театр довольно славный, переделанный, похоже, из небольшого кинотеатра. На стене в фойе висят музыкальные инструменты: гудки, жалейки, гусли (интересно, рабочие или нет? Наверно, не рабочие...)

Ложи сделаны в виде таких деревянных балкончиков.

В углу между ложами ненавязчиво так оборудован красный угол, причем под иконами валяется то ли чучело Масленицы, то ли просто чучело.

Актеры играют отлично. Разумеется, костюмы прекрасные, но это как раз ожидаемо, раз театр историко-этнографический. Декорации очень хорошие, продуманные: сдвигающиеся бревенчатые стенки, стол с лавками, русская печь, лестница, люк в полу и занавеска при должном умении позволяют сыграть все, от деревенского чердака до дерева в лесу и выгребной ямы.
Кстати, если что, ехать туда удобнее всего электричкой: театр стоит буквально в трех минутах ходьбы от "Лосиноостровской", и электрички там идут одна за другой. Хочешь от Ярославского вокзала, хочешь по МЦК до "Ростокино", и там одна остановка.
Группы театра в соцсетях: https://www.facebook.com/etnoteatr/
https://vk.com/club9837998
https://www.last.fm/ru/music/МГИЭТ
видеоканал на YouTube: https://www.youtube.com/user/MGIET