kot_kamyshovyj (kot_kam) wrote,
kot_kamyshovyj
kot_kam

Categories:

Классическая музыка как средство угнетения и социальной сепарации

Забавная статейка на фейсбуке:



https://www.facebook.com/photo.php?fbid=10156600692121122&set=a.10150139289031122.307507.535191121&type=3&theater

Скопирую, пожалуй, текст, во избежание.

Гоша Кожевников пишет в своём замечательном канале t.me/goshagoesdancing о том, как классическая музыка влияет на бездомных и становится инструментом социальной сепарации:

Около входа в Бургер Кинг на Маркет Стрит (Сан Франциско, США) денно и нощно звучат произведения Баха и Вивальди. Плей-лист подобран, чтобы отпугивать попрошаек и бездомных, толпящихся у входа. Местные не без радости замечают, что с тех пор, как администрация Бургер Кинга начала врубать классику, все карманники и нищие ушли в другие места, закутавшись в спальные мешки.

Рекомендацию проигрывать в публичных пространствах Брамса, Шуберта и других композиторов представителям заведения дали в Обществе по развитию районного благоустройства (CMCBD). Их, в свою очередь, вдохновила на это Лондонская подземка, которая с 2005 г. начала включать на станциях классическую музыку. Так планировалось снизить уровень антисоциального поведения. В итоге количество мелких краж в метро уменьшилось на 33%, а вандализм на 37%. Практика живо распространилась по миру.

Устрашение заблудших классической музыкой широко применяется в общественном транспорте США. Классика играет на остановках и вокзалах: пассажиры покупают билеты на поезда под барочные симфонии, они же звучат в залах ожидания на автобусных станциях. Власти города Коламбус (Огайо) с помощью классики даже смогли прогнать с центральных улиц драг-дилеров. В общем способ успел доказать свою эффективность.

В научных работах на эту тему пишут вещи очевидные — классика содержит культурный код, который противен большей части представителей социальных низов, поэтому они предпочитают удалиться в другое место. Все это превращает музыку не в объединяющую силу, а в инструмент наказания и социальной сепарации. То есть музыка возвращается к своим самым первоначальным/первобытным функциям: помогает удерживать контроль над территорией.

Например, зоологи предполагают, что одной из основных функций птичьего пения был не только поиск партнера, но и сохранение территориальных прав. В ходе экспериментов установили, что птицы предпочитают не залетать на местность, где проигрывается чужое пение.

Конечно, есть мнение, что классика просто пробуждает в людях гуманизм несовместимый с хулиганством. Но эта версия больше походит на необоснованный идеализм. В любом случае классическая музыка давно стала маркером элитизма из-за сложности ее восприятия. Индивид должен потратить много времени и денег, чтобы научиться по достоинству ценить ее. Следовательно, она приятна ограниченному количеству людей и звучит угрожающе для остальных. И тут важно понимать, что речь не идет о коротких вставках в рекламе, а о цельных и длинных произведениях.



В конце текста приводится ссылка на оригинал статьи: https://lareviewofbooks.org/article/bach-at-the-burger-king/, но перевод суть передает верно, хотя и сжато.

Очень забавно. Я вот тоже давно замечаю, что музыка - инструмент угнетения и сепарации. Только обычно она действует наоборот: приходишь куда-нибудь, а там попса орет. Милая сердцу бедненьких социальных низов. Плюешь и уходишь, чо.

Кстати, шо характерно, целевую аудиторию "Бургер Кинга" классика почему-то не распугивает. Хотя заведение это совсем не илитное. То есть среднего небогатого американца классика совершенно не трамвирует (в отличие от среднего небогатого русского). И принимая во внимание некоторые особенности американского школьного образования, я даже догадываюсь, почему. Но это несколько противоречит утверждению о том, что "индивид должен потратить много времени и денег, чтобы научиться по достоинству ценить ее".

И сейчас вот задумался: как же, наверно, страдало бедное советское быдло, вынужденное ежедневно слушать по радио всякую классику! В Союзе ведь классику ценили, любили и впаривали населению принудительно в лошадиных дозах. Правда, само население, за неимением общемировой попсы в достаточных количествах, предпочитало слушать собственную (которая тоже зачастую заставляла желать лучшего, что бы там ни говорили сейчас мои ровесники, томимые ностальгией).

Но, в общем и целом, всерьез подумываю о том, чтобы купить себе портативные колонки, с какими сейчас подростки ходят, щедро услаждая слух окружающих рэпчиками. Буду окружающих услаждать какой-нибудь палестриной. Это риальне работаит, оказывается!
Tags: Музыка, Спер с фейсбука
Subscribe

  • О дизайне и дезигнерах

    Мне тут поставили на вид, что если дом построен в тыща девятьсот семьдесят замшелом году, то ни о каком дезигнере говорить не приходится. Не было,…

  • О переубеждении заблуждающихся

    Вот в связи с разговором о прививках и антиваксерах френд меня спрашивает: "Этично ли взрослого человека, который говорит явную глупость, и не…

  • Прививочное

    Пламенные антифашисты со временем, увы, неизбежно приобретают черты фашистов. Дисклеймер: вообще я за прививки. И сам я привит (невзирая на…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 57 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • О дизайне и дезигнерах

    Мне тут поставили на вид, что если дом построен в тыща девятьсот семьдесят замшелом году, то ни о каком дезигнере говорить не приходится. Не было,…

  • О переубеждении заблуждающихся

    Вот в связи с разговором о прививках и антиваксерах френд меня спрашивает: "Этично ли взрослого человека, который говорит явную глупость, и не…

  • Прививочное

    Пламенные антифашисты со временем, увы, неизбежно приобретают черты фашистов. Дисклеймер: вообще я за прививки. И сам я привит (невзирая на…