От мыслей о древнеисландском судопроизводстве я перешел к размышлениям о демократии вообще и о том, о чем давно уже хотел поговорить. Среди наших левых как-то принято по умолчанию считать, что демократия - это за все хорошее против всего плохого. Более того, что это почему-то общество «культурных людей» (в специфическом, интеллигентском понимании «культурности»). На самом деле это не совсем так. Демократия - это довольно специфическое общественное устройство, и далеко не всем она подходит.
Если посмотреть на общества, где демократия зарождалась изначально, будь то греческий полис, исландский тинг, новгородское вече или США, мы всюду увидим приблизительно одно и то же. Это будет общество торговцев. Купцов. Фермеров (того типа, которые у нас назывались «кулаками»). Самостоятельных, крепких хозяев, знающих свою выгоду и умеющих за себя постоять, в том числе с оружием в руках - но не только. (И при этом готовых уступить и пойти на компромисс, когда это явно выгодно, а не упираться рогом. «Человек покладистый» в сагах характеристика явно положительная, а упертый и агрессивный мало того, что не вызывает особых симпатий, так еще и зачастую губит не только себя, но и кучу друзей и родичей). Умение ловко торговаться и связно и складно отстаивать свои права в суде в демократическом обществе ценится не меньше, если не больше умения за них драться, будь то в Греции или в Исландии. Заметьте, что хоть Гуннар с Конца Склона и считался лучшим бойцом во всей Исландии, «много чести» ему приносит отнюдь не участие в поединках, а дело, решенное миром к собственной выгоде. Насколько я понимаю, в той же Америке и сейчас детей учат в первую очередь складно говорить публично. Американский школьник может не уметь показать на карте Исландию - но он обязан уметь доходчиво и интересно рассказать о ней одноклассникам, если ему это поручат. (Возможно, кстати, отсюда растут ноги у представления об обязательной «культурности» демократии: для благополучного выживания в демократическом обществе человеку действительно требуется хорошо подвешенный язык и недюжинный уровень интеллекта, в первую очередь социального интеллекта. Если для вас это и есть культура - то да).
И, что важно, среди изначальных, «автохтонных» демократий ни одна не была обществом равных прав «для всех». Да, об этом регулярно говорилось - но под «всеми», разумеется, никогда не понимались «все вообще», а только полноправные граждане. Ни одна самозародившаяся демократия не предоставляла равных прав женщинам, рабам, чужеземцам, голодранцам и так далее. Нормальный субъект демократии - это взрослый высокоранговый самец, боеспособный и обеспеченный. Когда мы читаем, что «вся Исландия съезжалась на тинг», разумеется, имеется в виду, что на тинг съезжались все бонды и хевдинги - то есть фермеры-землевладельцы и их предводители со своими людьми, в чьи обязанности входило безоговорочно поддерживать своего босса. Это и была «вся Исландия», остальные (на круг, я думаю, процентов девяносто населения) в счет не шли, как у нас сейчас при подобных раскладах не идут в счет несовершеннолетние. Мнение всяких там арендаторов и тем более слуг никого особо не интересовало: все свои проблемы они решали с хозяином, полюбовно - или уж как получится. Не то, чтобы у слуги не было никаких прав, но это были примерно те же права, что у ребенка в традиционной семье позапрошлого века. Собственно, «чада и домочадцы» не случайно объединяются единой формулой: считается, что отец семейства о них заботится примерно одинаково, ну, а если нет - их проблемы.
Разумеется, современные демократии не таковы. Они куда более травоядны и беззубы. Вам уже не требуется лично отстаивать свои права с оружием в руках, да и в суде можно (даже нужно!) нанять профессионального адвоката, который будет разбираться во всех хитросплетениях законов вместо вас. Вы можете даже подать в суд на своего босса или отца - и выиграть дело! Однако суть демократии остается прежней. Это общество, наиболее удобное и приспособленное для цепких торгашей, которые своего не упустят. Если вам претит идея «качать права», если «торгаш» для вас бранное слово, если умение отболтаться в любой ситуации для вас признак мошенника и скользкого типа, если вы хорошо воспитаны, и под «хорошим воспитанием» понимаете не умение взять свое, а привычку терпеливо сидеть и ждать, пока вам дадут, что положено - не факт, что при демократии вам будет так уж уютно. Это все привычки человека аристократического, сословного общества, где качать права неуместно и рискованно, потому что хапать не по чину - это плохо-плохо, и воспитанный человек сам знает, что ему положено, чего не положено. Лучше уж недобрать свое, чем взять лишнего. Демократия - это для людей, которые никогда не постесняются проверить, а нельзя ли получить что-нибудь еще. Это общество людей, которые выросли с мыслью, что попытка не пытка и за спрос не бьют. Наверно, это и называется «свободные люди»?
Кстати, довольно очевидно, что в традиционную демократию «сословное общество» входит как часть ее. Это полноправный гражданин имеет право тягаться и требовать свое - а если ты уродился неполноправным, то тебе лучше не высовываться, сидеть чинно и смиренно благодарить полноправных за те кусочки, которые тебе уделили. В применении к Исландии это относится к рабам и слугам (хотя не все так однозначно), в применении к античности - к женщинам, рабам и чужестранцам (в Риме отчасти еще и к свободным беднякам), и так далее. Собственно, современная европейская демократия - едва ли не первая в истории попытка наделить равными правами действительно всех. Но и там это не касается чужаков и чужеземцев - особенно в тех краях, где полноправным гражданам по умолчанию полагается довольно жирный кусок общественного пирога, независимо от их личного участия в процессе производства.