kot_kamyshovyj (kot_kam) wrote,
kot_kamyshovyj
kot_kam

Categories:

О демократии

Еще к этому: https://kot-kam.livejournal.com/2293318.html Честно предупреждаю, что тут я вступаю на скользкую почву темы, в которой сам разбираюсь слабо, так что все нижеприведенное считать имхой. Поправки и возражения принимаются, особенно от специалистов.

От мыслей о древнеисландском судопроизводстве я перешел к размышлениям о демократии вообще и о том, о чем давно уже хотел поговорить. Среди наших левых как-то принято по умолчанию считать, что демократия - это за все хорошее против всего плохого. Более того, что это почему-то общество «культурных людей» (в специфическом, интеллигентском понимании «культурности»). На самом деле это не совсем так. Демократия - это довольно специфическое общественное устройство, и далеко не всем она подходит.

Если посмотреть на общества, где демократия зарождалась изначально, будь то греческий полис, исландский тинг, новгородское вече или США, мы всюду увидим приблизительно одно и то же. Это будет общество торговцев. Купцов. Фермеров (того типа, которые у нас назывались «кулаками»). Самостоятельных, крепких хозяев, знающих свою выгоду и умеющих за себя постоять, в том числе с оружием в руках - но не только. (И при этом готовых уступить и пойти на компромисс, когда это явно выгодно, а не упираться рогом. «Человек покладистый» в сагах характеристика явно положительная, а упертый и агрессивный мало того, что не вызывает особых симпатий, так еще и зачастую губит не только себя, но и кучу друзей и родичей). Умение ловко торговаться и связно и складно отстаивать свои права в суде в демократическом обществе ценится не меньше, если не больше умения за них драться, будь то в Греции или в Исландии. Заметьте, что хоть Гуннар с Конца Склона и считался лучшим бойцом во всей Исландии, «много чести» ему приносит отнюдь не участие в поединках, а дело, решенное миром к собственной выгоде. Насколько я понимаю, в той же Америке и сейчас детей учат в первую очередь складно говорить публично. Американский школьник может не уметь показать на карте Исландию - но он обязан уметь доходчиво и интересно рассказать о ней одноклассникам, если ему это поручат. (Возможно, кстати, отсюда растут ноги у представления об обязательной «культурности» демократии: для благополучного выживания в демократическом обществе человеку действительно требуется хорошо подвешенный язык и недюжинный уровень интеллекта, в первую очередь социального интеллекта. Если для вас это и есть культура - то да).

И, что важно, среди изначальных, «автохтонных» демократий ни одна не была обществом равных прав «для всех». Да, об этом регулярно говорилось - но под «всеми», разумеется, никогда не понимались «все вообще», а только полноправные граждане. Ни одна самозародившаяся демократия не предоставляла равных прав женщинам, рабам, чужеземцам, голодранцам и так далее. Нормальный субъект демократии - это взрослый высокоранговый самец, боеспособный и обеспеченный. Когда мы читаем, что «вся Исландия съезжалась на тинг», разумеется, имеется в виду, что на тинг съезжались все бонды и хевдинги - то есть фермеры-землевладельцы и их предводители со своими людьми, в чьи обязанности входило безоговорочно поддерживать своего босса. Это и была «вся Исландия», остальные (на круг, я думаю, процентов девяносто населения) в счет не шли, как у нас сейчас при подобных раскладах не идут в счет несовершеннолетние. Мнение всяких там арендаторов и тем более слуг никого особо не интересовало: все свои проблемы они решали с хозяином, полюбовно - или уж как получится. Не то, чтобы у слуги не было никаких прав, но это были примерно те же права, что у ребенка в традиционной семье позапрошлого века. Собственно, «чада и домочадцы» не случайно объединяются единой формулой: считается, что отец семейства о них заботится примерно одинаково, ну, а если нет - их проблемы.

Разумеется, современные демократии не таковы. Они куда более травоядны и беззубы. Вам уже не требуется лично отстаивать свои права с оружием в руках, да и в суде можно (даже нужно!) нанять профессионального адвоката, который будет разбираться во всех хитросплетениях законов вместо вас. Вы можете даже подать в суд на своего босса или отца - и выиграть дело! Однако суть демократии остается прежней. Это общество, наиболее удобное и приспособленное для цепких торгашей, которые своего не упустят. Если вам претит идея «качать права», если «торгаш» для вас бранное слово, если умение отболтаться в любой ситуации для вас признак мошенника и скользкого типа, если вы хорошо воспитаны, и под «хорошим воспитанием» понимаете не умение взять свое, а привычку терпеливо сидеть и ждать, пока вам дадут, что положено - не факт, что при демократии вам будет так уж уютно. Это все привычки человека аристократического, сословного общества, где качать права неуместно и рискованно, потому что хапать не по чину - это плохо-плохо, и воспитанный человек сам знает, что ему положено, чего не положено. Лучше уж недобрать свое, чем взять лишнего. Демократия - это для людей, которые никогда не постесняются проверить, а нельзя ли получить что-нибудь еще. Это общество людей, которые выросли с мыслью, что попытка не пытка и за спрос не бьют. Наверно, это и называется «свободные люди»?

Кстати, довольно очевидно, что в традиционную демократию «сословное общество» входит как часть ее. Это полноправный гражданин имеет право тягаться и требовать свое - а если ты уродился неполноправным, то тебе лучше не высовываться, сидеть чинно и смиренно благодарить полноправных за те кусочки, которые тебе уделили. В применении к Исландии это относится к рабам и слугам (хотя не все так однозначно), в применении к античности - к женщинам, рабам и чужестранцам (в Риме отчасти еще и к свободным беднякам), и так далее. Собственно, современная европейская демократия - едва ли не первая в истории попытка наделить равными правами действительно всех. Но и там это не касается чужаков и чужеземцев - особенно в тех краях, где полноправным гражданам по умолчанию полагается довольно жирный кусок общественного пирога, независимо от их личного участия в процессе производства.
Tags: Исландия, Книжное, Политика, Психоложество, Рассуждения дилетанта
Subscribe

  • Филип Гласс

    Я хотел поговорить о композиторе Филипе Глассе. Хотя это совершенно не моя тема: в музыке я смыслю чуть больше, чем в математике, а в математике я не…

  • Feigr (fey) - заметки к эссе

    Пометка на будущее: написать исследование с сопоставлением германского feigr (fey) и русского "ебанулся". Некоторые переводы зазвучат совершенно…

  • Люди Ютуба

    Предвидя взрыв негодования, заранее предупреждаю: да, я намеренно перегнул палку, преувеличил и заострил. На самом деле не все так однозначно и все…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 38 comments

  • Филип Гласс

    Я хотел поговорить о композиторе Филипе Глассе. Хотя это совершенно не моя тема: в музыке я смыслю чуть больше, чем в математике, а в математике я не…

  • Feigr (fey) - заметки к эссе

    Пометка на будущее: написать исследование с сопоставлением германского feigr (fey) и русского "ебанулся". Некоторые переводы зазвучат совершенно…

  • Люди Ютуба

    Предвидя взрыв негодования, заранее предупреждаю: да, я намеренно перегнул палку, преувеличил и заострил. На самом деле не все так однозначно и все…