kot_kamyshovyj (kot_kam) wrote,
kot_kamyshovyj
kot_kam

Category:

Конец Склона

На обратном пути из Вика мы ненадолго остановились в поселке, который мы уже проезжали по дороге туда, и где я чуть не вышел из машины на ходу. ;-) Потому что мне туда было очень надо. Низачем, просто побывать. Хотя поселок совершенно неприметный, посмотреть не на что. И когда я вылез-таки на обратном пути из машины и увидел на автозаправке, она же, кажется, автостанция, надпись черным по белому "Хлидаренди" ("Конец Склона"), меня перемкнуло. Ну это все равно, как приехать на вокзал и увидеть надпись "Минас-Тирит". И пофиг, что уже тысяча лет прошла, и там ничего не осталось. Все равно это все было тут.

IMG_4660

Вот в России улицы и площади называют именами писателей. И детей водят в музеи писателей. В музей Пушкина, в музей Толстого. Потому что великая русская литература - это наше все. Сердце нации. Это то, что остается незыблемым, даже когда слава, купленная кровью, и темной старины заветные преданья начинают как-то дурно попахивать.

Вот и в Исландии та же фигня. С той только разницей, что у них и слава, и преданья - все сошлось в той же точке. Великая исландская литература очень долго оставалась единственным великим, что у них было вообще. Чем действительно можно было гордиться. Ну, и еще разница в том, что авторов саг мы не знаем. Назвать столичную улицу именем автора саги о Ньяле, увы, не выйдет. Зато в Рейкьявике подряд идут улица Греттира, улица Ньяля и улица Бергторы. Улица Снорри (в честь Снорри Стурлусона, того исландского писателя, чье имя мы точно знаем) тоже есть, и весьма длинная, но туда я не дошел. :-) Поэтому в Москве есть музей Пушкина, а в Рейкьявике - музей саги. И в Хлидаренди тоже - музей одной саги, "Саги о Ньяле".

Честно говоря, я никогда не понимал, в чем прикол ходить в музей писателя. Что, оттого, что я увижу, в каком халате Пушкин садился за письменный стол и в какую чернильницу макал перо, я пойму что-то новое про "Евгения Онегина" или "Маленькие трагедии"? Вот в музей Онегина или в дом Болконских я бы сходил. Но такого не бывает. Потому что и Онегин, и Андрей Болконский выдуманы (хотя вот в Киеве сделали музей Булгакова, который одновременно и дом Турбиных. И очень хорошо вышло. Но это отдельный разговор - там роман во многом автобиографический). А герои саг - нет. И можно взять и приехать туда, где все это происходило.

Правда, смотреть там особо не на что. Тысяча лет прошла. Буквально. Ньяля сожгли в 1011 году, Гуннара убили примерно в 990. За тысячу лет и каменные здания рушатся, а уж деревянные землянки и подавно. Тем более, на протяжении нескольких веков исландцам было совсем не до охраны памятников. Все, что можно было пустить в дело - пускали в дело. Мало того: в Исландии сама земля меняется, иной раз в одночасье. И Поле Тинга сейчас выглядит не так, как в эпоху саг, и все прочие места, о которых говорится в сагах, изменились до неузнаваемости. Это при том, что саги весьма точны в деталях. Записывались они в XIII веке, то есть двести-триста лет спустя после описываемых событий, но если где какой камень так и лежал, то в саге непременно так и сказано: этот камень лежит там и до сих пор. Но вот, скажем, в саге о Ньяле, в эпизоде сожжения Ньяля говорится: "В пригорке была лощина, и они въехали в нее, привязали лошадей и оставались там, пока совсем не смерклось". А между тем никакой лощины там нет. Ну нету. Ну мало ли, подумаешь, приврал автор саги, бывает? Ан нет. В свое время не поленились, провели геологическое исследование - и выяснилось, что таки да. Примерно во времена Ньяля была там лощина. И, видимо, в эпоху создания саг тоже. А в наше время ее уже нет, исчезла. In the changes of the world the shapes of lands and of seas have been broken and remade; rivers have not kept their courses, neither have mountains remained steadfast. Но сага все помнит.

Музей "Саги о Ньяле" в Хлидаренди маленький, уютный и состоит из всего, что можно собрать, когда ничего не осталось.

IMG_4711

При чем там меч в камне - не спрашивайте, не знаю. Это вообще не тот остров. ;-)

Я вошел, навстречу мне вышел парнишка, поздоровался, включил свет и звук в экспозиции и исчез прежде, чем я успел вякнуть: "А скока сто...?" При том, что большинство вещей в Исландии очень и очень платное, кое-что там все же бесплатное. При музее даже лавки толковой нету, одни открытки.

Стенды. Карты.

IMG_4675

IMG_4676

Хронологическая шкала, где параллельно расписаны события саги о Ньяле и история Исландии, от открытия и заселения Исландии и до подписания договора, согласно которому Исландия лишилась независимости и пошла под руку Норвегии.



Много разнообразных реконструкций.

IMG_4673

IMG_4678

IMG_4684

IMG_4687

IMG_4689

Это вот к чему:

"Завязав ремень, Скарпхедин вскочил и поднял секиру. Он побежал прямо к реке, но она была такой глубокой, что ее нигде было не перейти. Лед у другого берега был толстый и гладкий, как стекло, и Траин со своими людьми стоял посредине льдины. Скарпхедин перепрыгнул через незамерзшую реку и покатился на ногах по льду. Лед был очень гладкий, так что он мчался, как птица. Траин только собрался надеть шлем. Но Скарпхедии подоспел раньше, ударил его по голове секирой, которая называлась Великанша Битвы, и разрубил ему голову до зубов, так что они упали на лед. Все это произошло так быстро, что никто его не тронул, и он стремглав покатился дальше".

IMG_4692

Рассказ о рунах и рунический камень (копия).

IMG_4696

Разные издания "Саги о Ньяле".

IMG_4698

Несколько залов, в которых расписаны ключевые эпизоды саги. Тут-то я и выяснил, что сагу я основательно подзабыл. Например, я начисто не помнил, что Ньяля сожгли из-за убийства Хескульда. В зале, где рассказывается об убийстве Гуннара, звенят мечи и раздаются крики. В зале, где рассказывается о сожжении Ньяля, трещит пламя - и тишина.

Саги вообще сильная вещь. Если ты уже продрался сквозь эти заросли незнакомых имен, которые к тому же все время повторяются, и освоил поэтику саги, сага берет за душу. Но сага о Ньяле стоит особняком даже среди других саг. Понятно, что концепции авторства в применении к саге тогда не существовало, и говорить об авторах саг бессмысленно. И все равно мне жаль, что мы не знаем автора саги о Ньяле. Потому что эта сага не просто берет за душу, а бьет навылет. Сцена сожжения Ньяля включена в хрестоматию в учебнике древнеисландского Стеблин-Каменского (ну а что, надо же студентам что-то читать? А текст простой, доступный). Вот тут-то меня и пробрало, прямо на занятии. Когда читаешь сагу наискосок к экзамену, это одно дело. А когда сидишь и медленно разбираешь фразу за фразой в оригинале - это совсем другое. Есть время вдуматься и проникнуться. И нечасто со мной случалось, чтобы я чуть не расплакался прямо над учебником.

"Ньяль вышел, и Флоси сказал:
— Я хочу предложить тебе, чтобы ты вышел из дома, потому что ты погибнешь в огне безвинный.
Ньяль сказал:
— Я не выйду, потому что я человек старый и не смогу отомстить за своих сыновей, а жить с позором я не хочу.
Тогда Флоси сказал Бергторе:
— Выходи, хозяйка! Я совсем не хочу, чтобы ты погибла в огне.
Бергтора сказала:
— Молодой я была дана Ньялю, и я обещала ему, что у нас с ним будет одна судьба.
И они оба вернулись в дом. Бергтора сказала:
— Что нам теперь делать?
— Мы пойдем и ляжем в нашу постель, — сказал Ньяль. Тогда она сказала маленькому Торду, сыну Кари:
— Тебя вынесут из дома, и ты не сгоришь.
— Но ведь ты обещала мне, бабушка, — сказал мальчик, — что мы никогда не расстанемся. Пусть так и будет. Лучше я умру с вами, чем останусь в живых".

Ну, как-то так.

Фотографировать фотографии довольно глупо, но это Бергторгсхваль, Бергторов Пригорок, место, где стоял хутор Ньяля. Мы там не были. Он южнее Хлидаренди, у самого моря.

IMG_4699

А Конец Склона сейчас выглядит примерно так:

IMG_4703

IMG_4716

IMG_4717

IMG_4665

IMG_4667

IMG_4659

IMG_4669



В общем, этот гештальт я закрыл. А в столичном музее саги мы не побывали - времени не хватило. Надо у наших спросить, стоило ли оно того. Я бы охотней побывал в национальной библиотеке, где хранятся рукописи саг, но подозреваю, что кому попало их не показывают.
Tags: Исландия, Книжное, Путешествия, фотографии
Subscribe

  • (no subject)

    По поводу всяческих ограничений очень модно цитировать Франклина: "Те, кто готовы пожертвовать насущной свободой ради малой толики временной…

  • Масочное

    Проехался сегодня по городу из конца в конец, причем в час пик (чего обычно не делаю). Обратил внимание, как народ маски носит. Прикинул, чисто для…

  • Злободневное

    Народ завидует Дворцу Путина(ТМ) и мысленно сооружает дворец своей мечты. Такой, чтобы там было Все. В смысле, ВСЕ. Ну, короче, у людей моего…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments

  • (no subject)

    По поводу всяческих ограничений очень модно цитировать Франклина: "Те, кто готовы пожертвовать насущной свободой ради малой толики временной…

  • Масочное

    Проехался сегодня по городу из конца в конец, причем в час пик (чего обычно не делаю). Обратил внимание, как народ маски носит. Прикинул, чисто для…

  • Злободневное

    Народ завидует Дворцу Путина(ТМ) и мысленно сооружает дворец своей мечты. Такой, чтобы там было Все. В смысле, ВСЕ. Ну, короче, у людей моего…