Это все была преамбула. Амбула в том, что вечером я насыпал Рэю его порцию, а он, как всегда, стоит и размышляет. Я и говорю: "Чего стоишь? Сейчас придет котик и все съест!" Сказал просто так, без особого умысла. Гляжу - Рэй зарылся носом в миску и давай хрустеть! Съел где-то две трети и отвлекся. Пошел в комнату помогать хозяину булочку есть, а то хозяину же булочки много, он в одиночку не справится! Я захожу и говорю: "Рэй, ведь съест котик-то!" Рэй задумался, бросил хозяина на произвол
Кстати, кошачьего корма Рэй не ест. Даже когда кошачья миска стоит на полу. Хотя вообще Рэй пылесос и ест все. Видимо, кошачий корм действительно невкусный. Впрочем, главное, что кот так не думает.
* * *
К вопросу о том, есть ли у собак совесть. Совести, видимо, все-таки нет, а вот представление о том, что можно, что нельзя, а также о заслуженном и незаслуженном наказании - есть.
Вчера сидит Глюк дома, смотрит, что-то собачка такой тихий, такой смирный весь, прямо хоть к ране прикладывай. Обычно такое добра не сулит. И точно. Бабушка оставила на столе лаваш. Почти целый. Зря это она. Остались от лаваша клочья полиэтиленового пакета. Глюк пришел, посмотрел, обернулся к собаке и указал пальцем. Собака БЫСТРО, МОЛЧА убрался в комнату и улегся "на место". (Вообще "место" - это его лежанка под столом, где он регулярно спит по доброй воле, но туда же его отсылают в наказание). Улегся и лежал. Через некоторое время, довольно много времени спустя, робко вылез, но стоило Глюку зыркнуть - тут же убрался обратно. Потому что сделал запрещенное и сам это знает.
При этом попробуй-ка загнать его "на место", когда он сделал что-то не так, но с его точки зрения не запретное! Он рычит, он скалится, он машет зубами! Он всего-навсего охранял хозяина от злого пылесоса, за что же его на место? Это несправедливо! То есть он не протестует, когда его наказывают за дело, но возмущается, когда наказывают незаслуженно - с его, собачьей точки зрения. Я затрудняюсь сказать, как это соотносится с человеческим чувством вины и представлением о совести, но какая-то аналогия, несомненно, присутствует. И да, дело не в страхе перед хозяином или мучительным наказанием - ничего страшного в том, чтобы пойти на место, нет, и он охотно выполняет эту команду за вкусняшку. Просто есть разница между "местом" как местом для лежания и "местом" как наказанием. Точно так же, как есть разница между тем, ударили тебя палкой во время игры или в наказание. Страшна не боль (сделать шнауцеру больно еще суметь надо), страшен сам факт, что тебя наказывают. А так-то можно и вообще не бить, можно побить стул, например.