Вот для меня это понятие, "достаточно хорошо", очень ценно. Я им руководствуюсь во всем, за что берусь. Для меня это важно, потому что моя мать - перфекционистка и придерживается мнения, что "если что-то стоит сделать, это надо сделать ХОРОШО" (а "хорошо", разумеется, значит "идеально"). Она мне все детство рассказывала, как она, когда училась вязать, свою первую кофточку восемнадцать раз перевязывала. Впрочем, я ее застал, когда ей было уже под пятьдесят, и дурная халявная энергия, позволявшая совершать такие подвиги перфекционизма, иссякла. Очередное идеальное платье, которое она собиралась сшить, так двадцать лет и пролежало раскроенным и недошитым. Да, это обратная сторона "если что-то стоит сделать, это надо сделать ХОРОШО" - если нельзя сделать ХОРОШО (в соответствии с твоими высокими стандартами) - это не будет сделано никак и никогда. Потому что "кое-какеров" мы презираем, фу таким быть, лучше вообще не браться. Поэтому для меня мысль, что не обязательно делать идеально, можно просто достаточно хорошо, была ценнейшей индульгенцией - фактически, позволением вообще что-то делать. Главное, помнить, чего ты хочешь, и если цель уже достигнута - тут можно остановиться.
Например, я достаточно хорошо фотографирую. Нет, не идеально и не профессионально. Да, вот тут снимок нечеткий, и распечатать его на постер формата А2, наверно, не выйдет. Но я, собственно, чего всю жизнь хотел-то? Я хотел сохранить то, что я вижу здесь и сейчас. И так уже тысячи неповторимых моментов были упущены до того, как я обзавелся хотя бы пленочной мыльницей. Ну, избранными снимками можно еще поделиться. Но в основном все-таки сохранить для себя то, что я видел. Потому что я вижу слишком много, чтобы все это еще и помнить. Если мне удалось передать на снимке то, что я вижу, значит, это достаточно хорошо, и к большему стремиться не надо. На самом деле, конечно, сфотографировать именно то, что видишь, удается не всегда. Потому что фотоаппарат устроен не так, как человеческое зрение. Скажем, когда вы смотрите на лунный пейзаж, вы видите луну и пейзаж, освещенный луной. Если вы это сфотографируете, выйдет либо луна на фоне сплошной черноты, либо пейзаж и над ним - размытое пятно с лучами. Так, чтобы сразу и луна, и пейзаж в одном кадре - не бывает. Такие вещи надо дорабатывать в фотошопе. Но мне, честно говоря, просто влом всерьез учиться фотошопу, поэтому я уж обхожусь чем есть. Если я шел по улице, задрал голову, сказал "Ах!", сделал снимок - и вы его потом увидели и тоже сказали "Ах!", значит, это достаточно хорошо. Мне большего не надо.
Собственно, и с переводом я работаю так же. Можно пробовать делать идеальный перевод. Годами оттачивать каждую фразу. Но далеко не факт, что ваш шедевр кто-то оценит, я уж не говорю - издаст. Потому что, как правило, на перевод у вас есть максимум полгода. Ну, может, год или два, если это грант на перевод какой-то классики. Для Идеального Перевода этого все равно мало. Что успеете - то успеете. Достаточно хорошо - это если читатель сказал "Ах!" в нужном месте, по тому же поводу, что и я сам, когда читал оригинал. А Идеальный Перевод, выстраданный многолетними трудами... во-первых, не факт, что возможен. Во-вторых, не факт, что его можно будет читать. Дети Идеальных Матерей не так уж часто вырастают счастливыми, знаете ли.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →