kot_kamyshovyj (kot_kam) wrote,
kot_kamyshovyj
kot_kam

Category:

Воспитание красоты - 3

Я было пустился в долгие рассуждения о том, условна ли красота и в каком смысле, но вижу, что ниасилю. И работа стоит. Поэтому просто выложу хвост предыдущих рассуждений. Напоминаю, что я в вопросах искусства и эстетики дилетант, и суждениям моим не следует придавать большей цены, чем они стоят. Извините, если шо

Нет-нет, разумеется, Подлинная Красота вечна и неизменна! И человек с неиспорченным вкусом сразу узнает истинно прекрасное. Вот, например, Венера:



Ой, извините, это не та Венера! Конечно же, вот эта:



Ведь это-то подлинная красота, верно?

Ага. Если она стоит в музее и подписана. Во-первых, если современный человек, с его современными вкусами, увидит женщину с фигурой Венеры Милосской на пляже, он ее не оценит. Он скажет, что она слишком рыхлая. Талии нет. Нет, вот это - не талия. Живот не подкачан. А руки, вы эти руки видите (то, что осталось)? У нее руки толстые! Жируха, короче.

А во-вторых, если говорить не о женщине, а о произведении искусства - разумеется, Венера так прекрасна именно потому, что она белая. Мраморная. Без этой вот варварской пестроты. Не знаю, как вы, а я лично вырос на противопоставлении всяких варваров, которые любили поярче и попестрее, потому что дикари, и благородных эллинов, у которых все было беломраморное... А потом на нас свалилось вот это безобразие:





Да, и эллины тоже любили поярче и попестрее. Все любят поярче, на то нам и колбочки в глазу дадены.

Точнее, как. До определенного момента «поярче» могли себе позволить немногие. И все было просто. Чем ярче, чем больше красок, чем больше золота и блеска - тем красивее.

Как только яркость по той или иной причине становится дешева - или, например, богатство перестает быть неотъемлемым и единственным признаком высокого статуса - появляются эстеты. Люди, которые разбираются в настоящей красоте. Появляется любовь к полутонам, неброским цветам, нежным оттенкам. Именно то, что нельзя взять и купить за деньги, шваркнув на прилавок мешок с монетами. Это надо знать. С этим надо родиться и вырасти.

«У самого входа стоял привратник в зеленом платье, подпоясанный ярко-вишневым поясом, и чистил на серебряном блюде горох. Над порогом висела золотая клетка, из коей пестрая сорока приветствовала входящих». (Петроний Арбитр, «Сатирикон»).

Вольноотпущенник Тримальхион сказочно богат и может себе такое позволить. Он себе может и не такое позволить. Но он лишен вкуса и чувства меры, не имеет представления о том, что принято и что не принято, и потому жалок и смешон. У него есть все, что можно купить за деньги - но того высокого статуса, к которому он стремится, за деньги не купишь. То же самое мы увидим везде, в любом обществе, где статус и престиж не сводится к богатству, будь то мольеровская Франция, хэйанская Япония - или современная Россия. Это общество, где прежняя аристократия (как бы она ни называлась, «дворянством» или «интеллигенцией») постепенно теряет былые позиции, и все, что остается ее неотъемлемым владением - это воспитание и эстетизм. Умение правильно выбирать вилку к рыбе и к фруктам, умение слагать стихи и понимание, какие цвета сочетаются, а какие - ни в коем случае.

Тем более, что у быдла... хорошо, назовем это «необразованными классами», - несомненно, есть свои вкусы. Это небыдло уверено, что у них нет вкуса - а он есть. Просто, разумеется, с точки зрения образованного человека он ужасен. Это люди, которые застилают коврами любую доступную поверхность, обклеивают потолок спальни зеркалами и ставят в санузле золотой унитаз. Которые приезжают в лес и вместо того, чтобы наслаждаться тишиной, врубают в колоночках записи «Аншлага». Это люди, которые слушают шансон и русский рэп. Потому что это красиво.

На самом деле, возможно, в былые времена и существовало единое представление о красоте - принадлежавшей, естественно, высшим классам, а остальным доступной постольку-поскольку. А возможно, у низших классов всегда были свои собственные представления о красоте, но до нас они просто не дошли, или дошли обрывками:[Spoiler (click to open)]





Суть-то не в этом.

Суть в том, что твое представление о красоте - это штамп, который ты ставишь на себя сам. Добровольно и с песнями. Представляете, как удобно? Не надо ни за кем гоняться, не надо клеймить каленым железом, клепать железные ошейники, нашивать на одежду какие-то специальные знаки. Человек просто открыл рот, включил музыку, купил одежду, обставил квартиру - и ляпнул на себя печать.
«Я - интеллигент в шестом поколении».
«А я из простых собак, не из породистых. И весь двор будет слушать «Владимирский централ» вместе со мной из крутых колонок моих тюнингованных «Жигулей»!»
«А я приехал из деревни, разбогател и очень хочу показаться эстетом и ценителем прекрасного!» Дружный хохот в зале. «Мещанин во дворянстве» в самом деле вечная мишень для шуток. Потому что он уже догадывается, что его представление о прекрасном не соответствует, но вечно отстает на два шага от того, что считается прекрасным сегодня.

В эту же степь - отвлеченное любование природой и искусством. Эстетизм - он как павлиний хвост, основной его смысл - в том, что мы можем себе позволить таскать лишнюю тяжесть любоваться бесполезным и разбираться в бессмысленном. Путник, который застыл над обрывом, любуясь горным пейзажем, наверняка прочел сотни книг, видел тысячи картин и твердо знает, как надо любоваться и куда глядеть. Эта прогулка стоит очень дорого не потому, что дорого подняться в горы - дороже всего стоит натренировать глаз, который умеет правильно любоваться горами. Путник другой эпохи будет стоять иначе и любоваться другим (и вообще в картину не полезет).



И если вам кажется, что есть «нормальное» представление о красоте - и есть какое-то извращенное, искусственное, наносное, - это лишь потому, что вы основную часть времени находитесь в той среде, которая понимает «прекрасное» ровно так же, как вы. Все имеющиеся колебания моды и вкусов - в пределах тех же рамок. А те, которые отделывают ванную золоченым кафелем и всерьез собираются каждый день там мыться - они просто странные какие-то. Но для них современные эстеты с их «лаконичными интерьерами» не менее странны. Как в больнице живут. Ну хоть бы коврик какой на пол для уюта постелили, что ли. Любой из нас, выбирая тот или иной костюм, интерьер, пейзаж на стену и пейзаж за окном, заявляет о себе как о представителе той или иной среды. Люди, которые из турпоездки привозят стопиццот селфи вида «Я на фоне Колизея», тем самым сообщают о себе окружающим нечто важное - но и я, привозя из поездки шесть тысяч фотографий, среди которых нет ни единого селфи, сообщаю о себе нечто не менее важное, которое представителям иных социальных слоев режет глаз не менее, чем «губки уточкой».

Вот именно поэтому мы тратим тонны сил и сжигаем километры нервов на то, чтобы внушить детям правильное представление о прекрасном. Хороший вкус и умение видеть красоту - это не просто приятные эмоции. Это такой же пропуск в мир правильных людей, как аристократический выговор Элизы Дулитл.

Да, если чо: «правильные люди» не значит «богатые», «обеспеченные», «со связями» и все вот это. «Правильные люди» - это в первую очередь те, с которыми будет не напряжно общаться. А потом уже все остальное, если повезет. И если вы не понимаете, о чем я, значит, вам повезло и ваши соседи давно не включали на полную громкость модную попсу. ;-)

P.S. И три поста о вкусах от человека, который в этом разбирается - в отличие от меня.

Особняк Фредди Меркьюри, набитый сокровищами искусства. Или нет?

Скромный интерьер простого советского эмигранта. Ок, не скромный, и не простого.

И, наконец, самое интересное:

Любимые картины разных наций: фоторобот по соцопросам
Какую усредненную картину предпочитают россияне? А немцы? А американцы?
Какую ненавидят? Соцопросы помогают понять.

Выглядит комично, как и любой усредненный идеал (в Америке, кажется, когда-то поставили аналогичный опыт по выведению формулы идеальной женской красоты), зато наглядно.
Tags: Воспитательское, Рассуждения дилетанта
Subscribe

  • Сценарий

    Второй день думаю о воспоминаниях Семена Калабалина. Чем-то очень сильно они меня зацепили. Ну, во-первых, потому что это один из главных и любимых…

  • Воспоминания Семена Калабалина

    Тем, кто в детстве читал "Педагогическую поэму" (я знаю, вас здесь есть). https://memuarist.com/ru/events/125392.htm Семен Калабалин - это "Семен…

  • Обратный перевод (с платоновского)

    А со мной тут что было, вы просто не поверите! Кто сам к переводам отношение имеет, не поверит точно. Всякий же знает, что при обратном переводе…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 71 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Сценарий

    Второй день думаю о воспоминаниях Семена Калабалина. Чем-то очень сильно они меня зацепили. Ну, во-первых, потому что это один из главных и любимых…

  • Воспоминания Семена Калабалина

    Тем, кто в детстве читал "Педагогическую поэму" (я знаю, вас здесь есть). https://memuarist.com/ru/events/125392.htm Семен Калабалин - это "Семен…

  • Обратный перевод (с платоновского)

    А со мной тут что было, вы просто не поверите! Кто сам к переводам отношение имеет, не поверит точно. Всякий же знает, что при обратном переводе…