kot_kamyshovyj (kot_kam) wrote,
kot_kamyshovyj
kot_kam

Categories:

Выставка Куинджи

Ходили вчера на Куинджи. Билеты покупали еще в начале декабря, как в театр. 0_0 Зато избежали стояния в очереди - а пускают помалу, так, чтобы внутри столпотворения не было.

Заново осознал, что мои художественные вкусы (как, подозреваю, и у многих советских граждан) еще задолго до всяких третьяковок (когда я учился в школе, Третьяковка как раз была на ремонте и нас туда особо не водили) сформированы учебником "Русский язык". Сидишь, бывало, на уроке, тоска смертная, читать постороннюю литературу нельзя, все мало-мальски интересные тексты в самом учебнике прочитаны еще в первые две недели сентября, и что делать? А в конце учебника - цветные вклейки с репродукциями (по ним полагалось сочинения писать). И вот сидишь, смотришь: Яблонская "Утро", Пластов "Ужин трактористов", Левитан "Март", Куинджи "Березовая роща"... ("Ночь на Днепре" в учебники вклеить, слава Богу, никто не догадался: не было тогда таких красок, чтобы это передать мало-мальски адекватно). Ну, вот примерно это в голове и застряло как воплощение всего самого прекрасного - а потом уже, на унавоженную почву, легли и Третьяковка, и импрессионисты из Пушкинки, и все вот это. И твердое убеждение, что если рисовать я так никогда не научусь, то уж снимать-то надо именно так. :-)

Куинджи вообще прикольный. Я про него ничего не знал особо - ну, кроме картин. Биография на стене тянет на сценарий авантюрного романа. С двумя классами церковно-приходской школы (я так понимаю, два класса - это все же минимум три года, там не по одному году на класс было), из-под крылышка Айвазовского - и в Академию художеств без экзаменов (все равно ж бы не сдал). И все прочее.

Я на выставке, естественно, почти не снимал (хотя особо не запрещают), кроме пары-тройки картин из провинциальных музеев, которые не факт, что есть в интернете в приличном качестве. Но пару фотографий все же сделал. Вот, например, любопытный казус:

IMG_2874

Справа полотно "Эльбрус вечером". Слева - "Казбек вечером". Скажите, кто-нибудь еще видит то, что вижу я? [Spoiler (click to open)]Потому что я вижу не то, что одну и ту же гору, но и чуть ли не одну и ту же гору почти с одной и той же точки - вон, на переднем плане утесы очень уж похожие. Сам я на Кавказе не бывал и ни Эльбруса, ни Казбека живьем не видел. Я допускаю, что они в определенном ракурсе могут быть похожи - но чтоб прям вот настолько?

Вот еще забавная картина: "Крым" (фото не мое):



Но тут уж я лопухнулся. Потому что я был абсолютно уверен, что это вид с горы на море внизу. А Глюк уверял, что это вид с горы вверх на небо. И так мы спорили до тех пор, пока я не разглядел как следует другую картину:



Которая, несомненно, представляет собой тот же самый пейзаж при другом освещении. И тут-то точно видно, что это именно небо - вон, и завеса дождя висит под тучей.

Вообще, Куинджи совершенно не парился насчет того, чтобы повторять одни и те же картины или фрагменты картин. На выставке плечом к плечу висит аж три варианта "Лунной ночи над Днепром" разного времени, и там наглядно видно, что облака вокруг луны абсолютно одинаковые. А зачем менять, если и так красиво получилось? Ну, и один и тот же куст чертополоха, который кочует из картины в картину...

И еще одна загадка - почему, скажем так, в значительном числе картин, помимо основного источника света, который обычно падает сбоку, присутствует еще дополнительная красноватая подсветка со стороны зрителя? В некоторых случаях понятно, откуда она, в некоторых совершенно непонятно. Ну вот на этой, хотя бы:

IMG_2875

Но тут понятно: закат в лесу, может быть, отражение от соседних сосен (хотя вряд ли, деревья стоят слишком густо, а солнце слишком низко). А вот тут? (Прошу прощения, фото мое, я снимал так, чтобы рефлексы точно были видны).

IMG_2878

IMG_2880

Понятно, что тут подсветку может давать ручей - но подсветка совершенно одинаковая на всех стволах, от ручья бы так не было. Я бы предположил, что художнику просто очень нравились эти вот сияющие в тени стволы - вот он их и нарисовал по всему полотну. Но, может, есть какие-то еще варианты?
Tags: Вопрос залу, Рассуждения дилетанта
Subscribe

  • Необщие знания

    К вопросу о том, чего нельзя не знать. Глюк сейчас в онлайне работает, соответственно, я поневоле присутствую на занятиях со студентами. Обсуждается…

  • Спрей от соли

    Да, в связи с наступлением сезона снегопадов, гололедов и соленых тротуаров, напоминаю господам москвичам, что лучшая защита обуви от соли - обычный…

  • Волы

    А вот интересно... Один преподаватель литературы рассказывал, как в процессе обсуждения Гоголя вдруг выяснилось, что никто - в смысле, совсем никто,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments

  • Необщие знания

    К вопросу о том, чего нельзя не знать. Глюк сейчас в онлайне работает, соответственно, я поневоле присутствую на занятиях со студентами. Обсуждается…

  • Спрей от соли

    Да, в связи с наступлением сезона снегопадов, гололедов и соленых тротуаров, напоминаю господам москвичам, что лучшая защита обуви от соли - обычный…

  • Волы

    А вот интересно... Один преподаватель литературы рассказывал, как в процессе обсуждения Гоголя вдруг выяснилось, что никто - в смысле, совсем никто,…