Кстати, я так понимаю, что в своих описаниях ужасов дельфинариев Лора как раз Прайор и цитирует близко к тексту. В конце концов, я не думаю, что она сама лично когда-то участвовала в приручении свежепойманных дельфинов.
Чтоб два раза не вставать: почитав описание работы по методу оперантного научения, я понял, почему кликерная дрессировка, основанная именно на этом методе, так часто "не работает". Это очень тонкий и точный инструмент, использование которого требует как большого терпения (как и любая дрессировка), так и большого ума (больше, чем стандартная дрессировка). Терпение нужно для тщательной отработки навыков, а ум нужен для того, чтобы постоянно просчитывать и контролировать ситуацию и следить, "что вы, собственно, поощряете". Короче, прямо скажем: не всякому дано. Мне бы, например, на такое не хватило не только терпения, но, скорее всего, и ума тоже. А также терпения на то, чтобы терпеливо и с умом разложить требуемый навык на составляющие и отрабатывать каждую по отдельности именно так, как это требуется: от конца к началу. Мне проще как-нибудь "договориться" с животным (особенно если это умное животное), и при минимальной дрессировке полагаться на то, что оно будет действовать со мной в контакте и выполнять то, что требуется, потому что само в этом заинтересовано. Так действительно намного легче, и ума большого не требуется, минус один: вы никогда не можете рассчитывать, что животное в данный момент точно выполнит именно то, что вам надо. То есть для профессиональной работы с животными это, конечно, не годится.
И, наконец, свежая иллюстрация насчет необходимости "немедленного подкрепления". Бихевиористский подход предполагает, что подкрепление должно следовать за действием животного сразу, в идеале - мгновенно. Разумеется, для формирования рефлекторной реакции это действительно так. Но из этого делается вывод, что, например, бессмысленно утром наказывать животное за то, что оно натворило ночью: оно все равно "не поймет", за что вы его наказываете, слишком много времени прошло (исходя из этого, Карен Прайор, например, усыпила кошку, которая по ночам ссала на плиту, потому что способа немедленно наказывать ее она придумать не смогла, а наказывать кошку с утра, по ее мнению, было бессмысленно). Так вот. Кота мы теперь кормим в комнате (его надо откармливать, а он капризничает), и его влажный корм для собаки очень соблазнителен. Но собака знает, что нельзя. Но стремится. И вот сегодня утром он таки не выдержал и полез к кошачьей миске, когда кот от нее уже собирался отойти. Разумеется, в результате было много крику, рыку и шипения. Я забрал миску, отнес ее на кухню, еще что-то там сделал, и, уже возвращаясь, вспомнил, что собаку-то надо бы наказать. Поэтому я загнал его "на место". Со времени инцидента прошло уже больше минуты, и по всем канонам оперантного научения наказывать было безнадежно поздно. Однако миттель практически беспрекословно уполз под стол и даже не пытался выйти - а это однозначно говорит о том, что он понимал, что провинился (иначе бы он так легко не послушался). Это к тому, почему у меня, скорее всего, кликерная дрессировка тоже бы "не работала" - и почему меня животные, тем не менее, худо-бедно слушаются. Мне влом вырабатывать полноценные рефлексы - но я могу договориться "по-человечески", как с разумным существом. Если, конечно, данное конкретное существо действительно разумно. :-D