kot_kamyshovyj (kot_kam) wrote,
kot_kamyshovyj
kot_kam

Шатровые храмы Москвы и Подмосковья

В субботу, по наводке френдессы с фейсбука, съездил на экскурсию по шатровым храмам. Экскурсия была довольно серьезная, не столько даже экскурсия, сколько лекция на натуре. Экскурсовод, препод из Вышки (он там ведет какой-то курс по истории искусств), сделал экскурсию по тому же принципу, как делает oxanasan: поговорить о том, что самому интересно. Он очень много рассказывал об истории развития этого типа храмов, о различных версиях их происхождения, о проблемах датировки и так далее. Если бы я не бывал на продвинутой экскурсии у Василия Блаженного и не общался с Глюком, который нет-нет, да что-нибудь тоже расскажет из этой серии, не факт, что я бы все понял. Да и так местами понимал не все. То есть экскурсия была рассчитана скорее на подготовленных слушателей, чем на человека, который апсиду от паперти не отличает. Это была первая из цикла экскурсий. Дальше он собирается делать экскурсии по московскому узорочью (это следующая эпоха, семнадцатый век), по нарышкинскому стилю, по классицизму и по модерну. Я всерьез подумываю съездить еще на узорочье 18 мая - оно красивенькое, как раз как я люблю. ;-) И на модерн, наверное, съезжу - но это уже осенью. Информация тут: http://neskuschno.ru/toursoneday, экскурсовод Лев Масиель Санчес.

Он не ставил себе целью показать все шатровые храмы Москвы, явно исходя из того, что уж Покрова на Рву-то (в смысле, Василия Блаженного) все и так знают. Поэтому мы посмотрели два храма в Коломенском (один из которых, впрочем, не шатровый), а дальше поехали в круиз по подмосковным деревням. Я так понимаю, задача ставилась как "показать то, чего вы без меня никогда не увидите". Потому что да, большая часть этих деревень была жуткими лебенями, куда случайно заехать невозможно.

В церковь Вознесения в Коломенском мы внутрь не заходили, нам просто долго рассказывали о том, откуда она такая взялась. Вопрос не праздный, потому что построена она (как и соседняя церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи) была, фактически, во чистом поле, довольно далеко от Москвы, когда на этом месте еще ничего не было. Пересказывать всю лекцию не вижу смысла, если вкратце, то построил ее Василий Третий, то ли в качестве моления о наследнике, то ли в благодарность за рождение оного наследника, будущего Ивана Грозного. Интереснее вопрос о том, откуда вообще взялась сама идея шатровой церкви. Церковь Вознесения была первой на Руси церковью такого типа. Глаз нашего неискушенного современника, привычный к более поздним формам, опознает такой храм как "колокольню". Потому что да, в более позднее время шатровых храмов в России больше не строили, и шатровыми делали (и продолжают делать) исключительно колокольни. Но нет, это именно церковь, основное пространство храма. Иногда этот шатер изнутри перекрывают сводом, и тогда вся идея теряется, но когда шатер открытый - это очень круто. Но как вообще додумались до такой идеи? Долгое время бытовала версия, что изначально шатровыми строились деревянные храмы, которые до нас не дошли по причине своей недолговечности, а потом уже эту идею переняли для каменных. Но сейчас эта версия уже не популярна. В самом деле: каменный храм - значительно более дорогая и престижная постройка, чем деревянная церковь. Одно дело, когда его формы постепенно развились из привычных форм деревянного строительства - но если вы уже умеете строить каменные храмы, для чего бы вам заимствовать идеи у простых деревенских церквушек? Есть много других версий - мне из всех запомнилась та, что шатер должен символизировать собою скинию Завета. На коломенской церкви Вознесения там вроде как шнурочки такие выложены, на шатре Покрова на Рву тоже петельки такие... ну, в общем, теория некоторые основания под собой имеет.

Да, ну и еще из прикольного - это то, что на галерее, с той стороны, что обращена к Москва-реке, стоит трон "на козьих ножках" (его видно на первом фото, если приглядеться). Зачем он там - по большому счету, никто не знает. Но он там есть. ;-)

Полюбовавшись снаружи церковью Вознесения, мы пошли к храму Иоанна Предтечи, у которого я еще ни разу не был. Вот тут я порадовался, что не взял на эту экскурсию свою матушку. Потому что там надо спуститься в овраг (по лестнице), потом подняться наверх, а потом обратно тем же маршрутом. Мнэ-э... утомительно.

nartin когда-то писал, что если где есть сортир, то лучший вид открывается именно от него. Слушайте, это чистая правда! Там в Коломенском огромный луг на склоне оврага, по краю луга - дорожка. У дорожки, во чистом поле, стоит биотуалет. Ничто не мешало его поставить на двадцать метров ближе или дальше. Так вот: это единственное место, откуда можно снять храм Иоанна Предтечи! Где он не загорожен деревьями. ;-)

Храм, как видите, не шатровый, но оттого не менее загадочный. Вот такой формы, по-моему, на Руси больше вообще нигде не было. Ну, и вторая загадка - почему его построили именно тут. Место было еще более глухое, чем Коломенское.

После Коломенского, как я уже сказал, мы сели в автобус и нас повезли в село Беседы. Там шатровый храм небольшой и сравнительно поздний. На переднем плане - колокольня XIX века, с "готическими" элементами. Экскурсовод сказал занятную вещь (если я правильно запомнил): в XIX веке все, что не классицизм, рассматривалось как "готика". Ну, в смысле, такое, древнее, замшелое, вот это вот. Поэтому, конечно, пристроить к шатровому храму "готическую" колокольню было более чем уместно.

Местный житель. Прямо в стене колокольни.

Шитый покров на иконе Богородицы.

Собственно, шатер изнутри. В нижней части шатра снаружи имеются декоративные машикули (вспоминаем украинскую церковь-крепость, где машикули ни разу не декоративные), и изнутри тоже такие же. И, кажется, в каждом по голоснику. Акустику тамошнюю я проверить постеснялся: в боковом приделе шла служба, мы и так вперлись не особо вовремя.

Дальше мы поехали в Остров. Но тамошний храм так прекрасен, что я лучше расскажу про него отдельно.

Ильинский шатровый храм в селе Пруссы, куда вы точно случайно не попадете - это совсем уж конец географии, туда и дорогу-то асфальтовую проложили лет пять назад. Маленький, но очень заботливо ухоженный. Один из стендов у входа в церковь рассказывает об истории храма.

Мимоездом, из окна - Святодуховская церковь эпохи классицизма в селе Шкинь. (Село Шкинь должно быть известно тем, кто с самого начала ездил на Комконы - оно рядом с Непецино).

Воскресенская церковь в селе Городня. Местный батюшка, в отличие от батюшки из Пруссов, распорядился посбивать все лишнее и обмазать церковь снаружи и изнутри цементом. Так что она из исторического облика сохранила только общий вид. Ну, колокольня, естественно, поздняя.

Ну, и завершили мы свою поездку в Коломне. В Коломну, впрочем, можно было бы уже и не ездить, но раз уж рядом были... На местный шатровый храм мы просто посмотрели и пошли дальше. До темноты оставалось около часа, там что мы просто прошлись до Пятницких ворот, зашли в один из музеев пастилы и уехали обратно в Москву.

Ну, и напоследок - коломенский храм Николы на Посаде, один из великолепнейших образцов более позднего стиля "московское узорочье". Но это уже другая история.