kot_kamyshovyj (kot_kam) wrote,
kot_kamyshovyj
kot_kam

Categories:

Педагогическое

Продолжаю перечитывать книги из детства. Угадайте автора без гугла?

"В своем докладе о дисциплине я позволил себе усомниться в правильности общепринятых в то время положений, утверждающих, что наказание воспитывает раба, что необходимо дать полный простор творчеству ребенка, нужно больше всего полагаться на самоорганизацию и самодисциплину. Я позволил себе выставить несомненное для меня утверждение, что пока не создан коллектив и органы коллектива, пока нет традиций и не воспитаны первичные трудовые и бытовые навыки, воспитатель имеет право и должен не отказываться от принуждения. Я утверждал также, что нельзя основывать все воспитание на интересе, что воспитание чувства долга часто становится в противоречие с интересом ребенка, в особенности так, как он его понимает. Я требовал воспитания закаленного, крепкого человека, могущего проделывать и неприятную работу, и скучную работу, если она вызывается интересами коллектива".

То есть все эти идеи о самовыражении, о просторе для творчества ребенка (в сети лежит плохо вычитанный текст, в котором вместо "простор" - "отпор", и почти всюду так и оставили, невзирая на очевидную нелепость), сейчас бы еще добавили про "мотивацию"... Это все уже было сто лет назад, цвело и пахло. Понятно, что Макаренко полемизирует с оппонентами и нарочно старается выставить их в смешном виде. Но я подозреваю, что он не особо преувеличивает, изображая их кабинетными теоретиками, которые боятся детей и стараются изобрести какие-то новые способы воспитывать, не воспитывая. Ну, то есть так, чтобы избежать необходимости конфликтовать, заставлять, настаивать на своем - это ведь трудно и неприятно. И вообще, настали новые времена, воспитывать по-старому, как нас самих воспитывали, разумеется, неприемлемо, а как по-новому - непонятно. Я это очень хорошо понимаю, потому что сам такой и детей, на самом деле, не люблю. Хорошо бы ребенок как-нибудь сам, добровольно и с песнями - и учился, и лечился, и трудился, и приучался себя обслуживать... Проблема в том, что делать, если он не хочет. Макаренко начинает свою историю с того, как он избил воспитанника (кстати, ни разу не ребенка... хотя, впрочем, "тинейджера", да). Да, это случилось один раз. Но все вновь приходящие были уже в курсе: что этот - да, этот может. И не случайно эта глава, из которой я взял цитату в начале поста, продолжается историей о том, как несчастные, забитые воспитанники чуть не порвали начальство за своего наставника. "Ах, какие у тебя молодцы! Ты знаешь, после того, что мне наговорил Шарин, я думал, встречу забитых, несчастных, ну, понимаешь, жалких таких… А они, сукины сыны, как завертелись вокруг нас: черти, настоящие черти. А как за нами погнались, черт, такое дело! Шарин сидит и все толкует: «Я думаю, они нас не догонят». А я ему отвечаю: «Хорошо, если в машине все исправно».

Макаренко вообще повезло: он начинал в уникальных условиях. Для начала, на самом деле, он работал отнюдь не с детьми, и даже не совсем с подростками. Скорее с тинейджерами. Всем главным героям "Педагогической поэмы" на момент начала действия, в 1920 году, лет 17-18. В 1923 году, когда они уходят из колонии, им, соответственно, по 20-21. Это даже по нынешним меркам уже не очень-то дети, тем более по тогдашним. После того, как Макаренко подчинил себе эту верхушку, дальше заработала система, известная в любой public school, когда младшими управляют не педагоги, а старшие ученики. Именно детей, в возрасте 10-15 лет, с которыми больше всего приходится иметь дело школьным педагогам, в колонии было мало, и их строили старшие. Во-вторых, в колонии преобладали мальчики. То есть парни. Девочек было вдесятеро меньше, и внимания им по тексту уделяется куда меньше. Фактически, все приемы, которые упоминает Макаренко, лучше всего работают в чисто мужском коллективе. Если педагогу придется иметь дело с коллективом, где девочек и мальчиков поровну, такое просто не прокатит. Несколько девочек непременно откажутся играть в эти "отряды" с "командирами", одна из этих девочек непременно окажется авторитетной, у них заведутся свои параллельные игры, весь смысл которых именно в том, что воспитателей в эти игры не пустят, своя альтернативная иерархия... и пиши пропало. Ну и, в-третьих, у Макаренко была совершенно уникальная возможность, которая сейчас есть разве что у преподавателей лучших элитных школ - а у них и так другие проблемы. Возможность сказать "не нравится - уходи". Да, он описывает, как он до последнего боролся за каждого воспитанника, но тем не менее у него всегда была возможность воспитанника выгнать, а у воспитанника - возможность уйти. Да, на улицу, да, в никуда - но эти дети умели жить на улице. А коллектив, где ты остаешься по доброй воле, откуда всегда можно уйти, если ты не ужился - это принципиально иная вещь, чем место, откуда ты в ближайшие семь лет никуда не денешься, что бы ни случилось. Даже если ты знаешь, что никогда никуда не уйдешь и идти тебе некуда, все равно, сама возможность уйти дело меняет принципиально. Ни у одного современного преподавателя средней школы, а уж тем более у воспитателя колонии для несовершеннолетних такой возможности, разумеется, нет.

На самом деле, зная то, что я знаю сейчас, я думаю, что Макаренко делал очень простую и эффективную вещь. Его "коллектив" - не что иное, как стая. Группа людей, объединенных общим делом. Это действительно самый эффективный способ заставить людей объединиться и работать сообща и, кажется, большинство самых эффективных систем воспитания в истории построены на этом. Такой коллектив естественным образом возникает везде, где люди заняты чем-то, поглощающим большую часть их времени, будь то на войне или в кружке юных мореходов. Но мне еще в детстве казалось, что, например, с моими одноклассниками то, что делал Макаренко, не сработало бы. С домашними детьми, ежедневно приходящими в школу на несколько часов из семьи, эти методы работать не будут. И теперь я понимаю, почему. Во-первых, да, возможность расстаться с теми, кто принципиально не уживается и не желает уживаться. Более того: некоторые воспитанники уходили и потом возвращались. То есть не просто возможность уйти, а возможность уйти и потом передумать. И во-вторых, таки да, общее дело. В советской школе важность "общего дела" понимали, но за него все время пытались выдать учебу, а учеба, особенно в ее школьном формате, для этого не годится. Учеба в любом случае - дело индивидуальное. Кто-то способный, кто-то не очень, кто-то целится в вуз, кто-то уже давно решил, что пойдет на завод, кто-то вообще принципиально не хочет учиться, а выгнать нельзя, надо тянуть за всеми... В британских public schools "общим делом" служит игра. Футбол, крикет, квиддич - что угодно. Плюс там существует система "домов" - разновозрастных коллективов, аналогичных макаренковским "отрядам". Эта система работает куда лучше. Скажем точнее - надежнее: не в том смысле, что она так уж хороша, а в том смысле, что механизмы надежней и результаты чаще соответствуют заявленному. Все ее плюсы и минусы известны всякому, кто читал "Гарри Поттера". Твой дом принимает твою сторону во всех конфликтах - и твой дом тебя же и затравит, если ты что-нибудь сделаешь не так, при полном невмешательстве педагогов. Те, кто "вписывается", вспоминают старую добрую школу с нежностью; те, кто "не вписывается" - нерасторопные, неуклюжие, неспортивные - вспоминают школу как худший кошмар в своей жизни. У Макаренко вместо школьной учебы (которая в колонии была - и это, в принципе, все, что о ней известно) была работа. Сельское хозяйство и производство, которое он сумел-таки сделать привлекательным и превратить в смысл жизни.

Я думаю, в наше время, с современными детьми система Макаренко тоже прекрасно работает. Но при условии соблюдения как минимум этих двух условий: добровольность участия и наличие общего дела, важного для всех воспитанников. Можно даже без всей этой армейской мишуры, теперь такого не носят. Но без добровольности и общего дела система просто не взлетит. То есть в обычной средней школе можно взять какие-то идеи Макаренко, но вводить систему отрядов с командирами и полувоенную форму - чистый карго-культ. Дело не в униформе.
Tags: Воспитательское, Книжное, Педагогическое, Рассуждения дилетанта
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 49 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →