kot_kamyshovyj (kot_kam) wrote,
kot_kamyshovyj
kot_kam

Category:

Выставка коллекции Щукиных

Попал туда буквально за два дня до закрытия. Как всегда, тянул резину до последнего, в очереди стоять не хотелось, а в интернете билетов на поближе не было. Глюк в результате пролетел (ему пары на это время поставили), а я осчастливил лишним билетиком какую-то леди из середины очереди. Очередь, кстати, стояла не то, чтобы как к поясу Богородицы, но сравнимо. Учитывая, что пускали небольшими порциями, чтобы народ друг друга не стоптал.

На самом деле, можно было и не ходить. Там было и прекрасное, и интересное, но такого, чтобы и то, и другое в одном экземпляре, было не так уж много. Хотя некоторые вещи были сделаны впечатляюще.

Храм Искусства.

IMG_1465

Большой зал, куда обычно впихивают бОльшую часть экспонатов, на этот раз был отдан одной-единственной картине. "Танцу" Матисса. Зрелище было в самом деле впечатляющее: ты поднимался по лестнице и попадал прямиком в святилище, где толпа поклонялась Искусству (ну, и фоткалась на фоне картины, не без того). В таком виде "Танец" действительно заметно выигрывает (хотя я его и не люблю).

IMG_1467

IMG_1469

Мне интересней всего показалась всякая мелочевка. Кто-то из Щукиных (а может, и все, я не очень внимательно читал аннотации) был неразборчив и жаден, как сорока, и коллекционировал все, что понравится. Вот, скажем, коллекция камергерских ключей:

IMG_1429

Ну, помните: "Покойник был почтенный камергер, с ключом, и сыну ключ умел доставить"? Вот эти самые ключи.

А это вот "Апофеоз Александра I". Да, этот жгучий брунет - видимо, Александр.

IMG_1432

На самом деле, интересно то, что это раскрашенное чугунное литье. Такой себе уральский примитивизм.

А это вот ужасно интересная штука: коллекция замков, в основном века восемнадцатого. Замки там самые разные, те, что на фото - в основном так называемые "силуэтные"; видимо, что-то типа нашего велосипедного замка, простенькая конструкция "от честных людей". Эти самые силуэтные замки, именно в силу их простоты, можно было сделать практически любой формы. Там был замок-дракон, замок-кентавр, еще что-то - сейчас уже и сам не разгляжу, фотография плохая.

IMG_1434

А это литые битки для игры в бабки. От битка требовалось, чтобы он был увесистый и хорошо летал. Чугунное литье отвечало обоим требованиям. А еще их можно было сделать фигурными - вон, в центре, скажем, такая пряничная лошадка. Кстати, интересно, как часто они бились - чугун ведь довольно хрупкий.

IMG_1439

А это щупы для муки. Частично полая игла, которой можно добыть образец муки из глубины ларя.

IMG_1440

А вот это вообще! Жемчужина коллекции. Нипочем не угадаете, что это такое.

IMG_1447

Я, во всяком случае, не угадал. Хожу, смотрю: Россия, Европа, Китай, и вдруг хлоп - руны! Да еще непривычные какие-то. Я глазам своим не поверил. UPD: самого интересного я и не заметил, tellon внимание обратил. Руны-то да, шведские. А вот посох-то - посох-то китайский!!!

Оказалось - правда, руны. Посох со шведским руническим календарем, медь, эмаль. Восемнадцатый век, кажется. Недешевая штука, между прочим. Откуда взялась, как попала в коллекцию? Бог весть. И еще, обратите внимание, она в витрине с зеркальной подложкой. Чтобы и сверху, и снизу разглядеть можно было.

IMG_1449

А вот - дорожный несессер в стиле Людовика какого-то там. Вещицы крохотные, как игрушечные. Бритва длиной сантиметров шесть, расческа - сантиметров восемь, с мельчайшими зубчиками; для усов, должно быть. Набор записного щеголя, того, у которого "гребенки, пилочки стальные, прямые ножницы, кривые, и щетки тридцати родов и для ногтей, и для зубов".

IMG_1455

Африканские статуэтки из зала Пикассо.

IMG_1456

Картин я не снимал. Во-первых, это уметь надо, во-вторых, вы что, импрессионистов не видели? Но вот это было внезапно. Импрессионисты, Анри Руссо, еще кто-то в том же духе, и вдруг хлоп - как из другого мира, Мария Магдалина Эль Греко.

IMG_1474

Ну, и там фарфор всякий, понятное дело...

IMG_1477

Интересно, наверно, для китайцев этот фарфор "в китайском духе" все равно, что для нас японские гравюры с изображениями гайдзинов? "Хм, так вот как они нас видят? Забавно..."

IMG_1478

Веер...

IMG_1481

Небольшой крашеный витражик...

IMG_1484

На самом деле, должен честно сознаться, выставка мне не очень понравилась. Не сама выставка, а то, что под нее заняли почти весь второй этаж. В первую очередь античные залы, и классический, и эллинизм. Венеры и Аполлоны частично торчали между витрин с экспонатами, частично их самым бесцеремонным образом загородили стендами. Еще часть коллекции была в зале скульптуры эпохи Возрождения - и видели бы вы, как смотрели итальянские амуры и Меркурии на весь этот модный кубизм и примитивизм! При этом обыкновенные выставочные залы - большой и галерея, - пустовали. В большом был, как я уже сказал, один только "Танец", а на галерее вообще ничего не было. В тим є глибокий зміст сакральний, але... Еще часть залов второго этажа остались нетронутыми, но пройти туда можно было только через выставку. То есть, получается, если мне надо проведать римлян или средневековое искусство, я должен в очереди на выставку стоять, да? Летом-то еще ладно, но ведь сейчас вторая такая же выставка из Питера приедет? Ну, и да, вот этот способ маркировать экспонаты мне совершенно не нравится. Десятки экспонатов, развешанных на стендах или разложенных в витринах, были просто подписаны карандашом: 83, 84, 85, 86, 87. И где-то в углу висели таблички с разъяснением. То есть ты должен был запомнить номера всех заинтересовавших тебя экспонатов, подойти к табличке и прочитать, что это. Ау, товарищи! Мы живем в XXI веке, человечество уже изобрело принтеры, позволяющие печатать этикетки даже во-от такими буквами!
Tags: Московское
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments