
Пишу в основном для тех, кто, возможно, надумает сегодня, в последний день, выбраться на Театральную площадь. Тем более, что погода все эти дни, по традиции, была скверная, а сегодня хоть дождя не обещают. В целом, оно того стоит. Роликов меньше, чем в предыдущие годы, но посмотреть есть на что. И, разумеется, ни фото, ни видео впечатления не передают. Видеомэппинг - специфический вид искусства, он предполагает нахождение внутри самой картины. Форма одежды - зимняя. Кроме шуток: я в зимней куртке, зимней шапке и теплых штанах, простояв час, начал-таки подмерзать. Одевайтесь с расчетом на -5 - -10.
Из фишек этого года (может быть, уже и в прошлом году такое было, но я не помню) - смотреть можно практически откуда угодно. Нет такой идеальной точки, которую надо найти, и оттуда будет видно как следует, а иначе фиг. Это благодаря тому, что стойки со звуковой аппаратурой тоже сделали дополнительными экранами. В результате экранов, по ходу, пять: Большой театр, Малый театр, здание, где метро, и две стойки с аппаратурой. То есть теперь эти стойки не загораживают обзор тем, кто очутился напротив них, а наоборот. Некоторые ролики сделаны именно с расчетом на эти два дополнительных экрана, и полностью ролик виден только тем, кто смотрит из задних рядов. Проталкиваться вперед особого смысла не имеет.
Китайский ролик "Забытая династия". Не особенно интересно, но красиво.









Не помню что.


Индонезийский ролик, имхо, лучший с большим отрывом. Примерный сюжет, как я его понял - прилетают разные рожи из космоса и зырят с небес, как мы тут существуем.














Рекламные ролики. О рекламе есть смысл говорить отдельно, потому что все равно, как ни крути, пока будете стоять, раза два-три вы все эти ролики посмотрите. Лучший ролик - "Московское метро". Вполне самостоятельное произведение искусства.




Ролик "Искусство театра" - неплохой, но больно затянутый и с чудовищным диктором, который из русской интонации умеет озвучивать точку, запятую и вопросительный знак. Такое впечатление, что человек вообще не соображает, что читает и зачем. А поскольку повторяется этот ролик очень часто, бесит он изрядно.

И реклама кошачьего корма "Феликс", с котиком, скачущим через все экраны.

Немецкий ролик. Психоделические фантазии, красиво, но скучновато.




Реклама "Аэрофлота".



Еще немного индонезийского ролика.


Пара фрагментов ролика, посвященных Большому театру. Начинается с конфетно-карамельного "Щелкунчика", заканчивается почему-то "Аидой". Но красиво.


Российский ролик был ниачем, да еще с претензией на идею. Я его даже не снимал.
В общем и целом, я бы сказал, что искусство видеомэппинга не зашло в тупик - это было бы уж чересчур, - но вышло на плато. Десять с небольшим лет назад, когда это все начиналось, достаточно было просто использовать имеющиеся возможности. Рушащийся фасад, воздвигающиеся колонны, плывущая картинка, движущиеся конструкции, шестеренки, маятники, завертеть изображение воронкой, чтобы у зрителя голова закружилась, сыплющиеся искры, падающие звезды, вспыхивающее пламя, растущие лозы, льющаяся вода, трескающийся лед - все было ново, на все говорили "Вау!" Теперь новые возможности, в целом, исчерпаны. Все это и многое другое мы уже видели. Язык нового искусства сформирован, пора уже что-нибудь говорить. А вот это сложно. Высказывание должно быть простым и доходчивым, чтобы понял зритель попроще, и при этом достаточно глубоким, чтобы зритель поумнее не заскучал. Авторы идут разными путями. Одни используют примитивную сюжетность, как в прошлогоднем "Спартаке" (его пару раз повторяли). Если сам по себе сюжет не примитивен, получается нечто на уровне паршивого диафильма, а с имеющимися возможностями это выглядит как "Гора родила мышь". Другие отказываются от сюжета и повествования вообще, выбирают абстрактность, как немцы или таиландцы. Это хороший вариант, но долго такое смотреть не будешь. Китайцы пошли по пути "сюжета, не требующего объяснений": либо всем известная история (кстати, что мешало сделать то же с историей Спартака? Без текста был бы нормальный ролик...), либо история, понятная без слов. Есть еще вариант "познавательных роликов" - я смотрел такое пару лет назад на университете, это было ужасно (при таком разбросе в уровне аудитории приходится ориентироваться на самых невежественных...) В этом году что-то такое обещали на Сахарова, но я туда не добрался и, видимо, не доберусь. Но 28 минут для видеомэппинга - это овер дофига, слишком долго. Оно должно быть я не знаю каким захватывающим, чтобы зрители не разбежались.