kot_kamyshovyj (kot_kam) wrote,
kot_kamyshovyj
kot_kam

Categories:

Шимпанзе и рассеянный профессор

Говоря о способности направлять все свои интеллектуальные ресурсы строго на одну задачу, следует учитывать еще два момента. Во-первых, у всех, кому это свойственно, будь то ребенок, лошадь, шимпанзе в вольере или классический "рассеянный профессор", есть одна общая черта: других проблем, тоже настоятельно требующих внимания и интеллектуального ресурса (в том числе постоянно висящих в фоновом режиме), у них нет. Им не надо заботиться о собственной безопасности, добывать себе еду, обеспечивать себе приют на ночь или крышу над головой на зиму. Всем этим для них занимается кто-то другой. То есть, фактически, это такая ювенильная черта, в норме свойственная в первую очередь детенышам, которым о себе надо заботиться по минимуму, так-то у них для этого мамка есть. Стоит учитывать, что, например, домашние животные все более или менее инфантильны - это следствие искусственного отбора на лояльность к человеку. Причем чем ближе к человеку, тем инфантильнее. Они сменяли свою самостоятельность и независимость на безопасность и верный кусок хлеба - и в целом, это был выгодный обмен, хотя, конечно, со стороны кажется, что быть вольной лошадью Пржевальского намного лучше, чем крестьянской клячей. И сам хомо сапиенс, чтобы сохранить активность и любознательность, необходимую, скажем, тому же ученому, должен быть более или менее инфантилен. По-настоящему взрослая особь ленива и нелюбопытна, она экономит энергию и расходует ее строго по делу, а то вдруг война, а я уставший. И да: силы она тратит на насущные проблемы, а не на решение каких-то там математических задач. Пресловутый "инсайт" - штука довольно ресурсоемкая, хотя со стороны это может быть незаметно, да и сам интеллектуал, у которого свободных ресурсов навалом, может этого не сознавать до поры до времени. Взрослый шимпанзе, живущий в естественных условиях или в условиях, приближенных к естественным (например, в Арнемском зоопарке, который описывает де Вааль), по-видимому, тоже не может себе позволить целиком и полностью сосредоточиться на одной интеллектуальной задаче. Ему надо думать о хищниках; ему надо добывать еду; у него есть сородичи, которые не менее - а иногда и более - опасны, чем хищники, и с которыми к тому же надо как-то взаимодействовать... Все это распыляет внимание, и это нормально. Это не значит, что шимпанзе в нормальных условиях не решают интеллектуальных задач. Стоит вспомнить хотя бы историю об ограде под током, которую успешно преодолели, приставив к ней обломанный сук (и придерживая его, пока товарищи карабкаются!) Это значит, что в нормальных условиях их интеллектуальные достижения выглядят куда менее блестяще, чем у вольерных особей - и, скорее всего, совершают их отдельные выдающиеся особи, а прочие только учатся на примере "интеллектуалов". Ну, в общем, как и у людей.

И во-вторых, когда зашла речь о том, что обычный взрослый человек так не может, люди тут же принялись обсуждать, как же сделать так, чтобы мочь. "Разделять контексты", на работе думать только о работе, и так далее, и тому подобное. Разумеется, нужные приемы существуют, и у всякого взрослого человека есть свой личный набор приемов, позволяющий этого достичь. Я, например, под музыку работаю, а кому-то, наоборот, требуется глухая тишина... Но ведь дело-то не в этом. Все эти приемы и ноухавчики подразумевают одно: как себя ЗАСТАВИТЬ сосредоточиться в нужной степени. Так что же, получается, мудрый четырехлетний ребенок это умеет, а мы, глупые взрослые, разучились? Конечно, нет. Мы просто ставим телегу впереди лошади. Четырехлетний ребенок не "умеет сосредотачиваться". Он не умеет. Просто когда он чего-то хочет, он этого хочет прям настолько сильно, что ничего другого он хотеть уже не в состоянии. Точно так же "рассеянный профессор" настолько хочет решить свою математическую задачу, что ему совершенно не до такой ерунды, как что он там ест на обед, куда он положил свой зонтик и к кому мы сегодня договаривались пойти в гости. Чтобы научиться достигать такой же сосредоточенности, нам нужно всего-навсего научиться хотеть решить свою задачу так же сильно, как четырехлетний ребенок хочет вот это звенящее, сверкающее и стреляющее. И разумеется, нахлестывать себя по жопе, приговаривая: "Хоти! Хоти! Хоти!", довольно бессмысленно. Хотя, насколько я понимаю, существует множество курсов и наставлений, посвященных именно этому: как заставить себя (а еще лучше - своих подчиненных) захотеть всем сердцем именно этого, и ничего другого (чтобы не отвлекаться и не распыляться).

И отсюда вытекает еще одно, но об этом я лучше поговорю потом отдельно.
Tags: Психоложество, Рассуждения дилетанта, Этология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 31 comments