kot_kamyshovyj (kot_kam) wrote,
kot_kamyshovyj
kot_kam

Category:

Наши общие книги

В последней книге "Гарри Поттера" есть такой эпизод, когда Гарри, Рон и Гермиона внезапно обнаруживают, что они в детстве читали разные сказки. Оказывается, что Рон не слыхивал ни про Золушку, ни про Белоснежку и семь гномов, а зато Гарри с Гермионой, воспитанные среди магглов, понятия не имеют ни про "Родник удачи", ни про "Зайку-Бабайку". Семь лет они прожили бок о бок, и совершенно им это не мешало: для чего бы школьникам вспоминать детские сказки? - а тут вдруг всплыло - и оказалось важным.

Тут довольно давно, еще в декабре, Галина Юзефович спрашивала:

"Вопрос к людям, вероятно, старше 30 (или даже 35). А вот какие книги вы бы назвали каноническими "домашними" книгами? Теми, которые составляют основу универсального культурного кода вашего поколения, сформированного на уровне семьи-детства-юности?"

Ну, понятно, отвечали кто что. В основном называли классику. И естественно, все разное. У кого-то был Дюма, у кого-то Линдгрен, у кого-то вообще Толстоевский. А мне с самого начала показалось, что вопрос поставлен немного неверно. Потому что классика, серьезные толстые книги, в советские времена общими домашними книгами быть вообще не могли. Чисто по техническим причинам: дефицит-с. Кто что "достал" (добыл, урвал, ухватил), у того то и было. Хороших книг, как и сладких пряников, на всех желающих не хватало. Я не могу сказать, что у всех моих знакомых на полках стояло то-то и то-то. У меня, например, был "Маугли" и сказочные повести Эдуарда Успенского, мама ДОБЫЛА, а кто-то Чебурашку знал только по мультикам. А у кого-то вся БВЛ стояла, а у кого-то - "Библиотека приключений"... Я и еще пара знакомых в детстве зачитывались "Педагогической поэмой" Макаренко, а почему? А потому что дома была, а книга правда хорошая. На уровне отрочества-юности мой культурный код формировали скорее библиотеки, потому что дома книги, интересные для ребенка, быстро кончились.

Но тем не менее были и другие книги. Которые, насколько я понимаю, были доступны всем желающим, и вот именно они-то на культурный код повлияли довольно серьезно - тем серьезнее, что не знаю, как вы, а я девяносто процентов этой литературы просто не помню. Помнятся шедевры, классика - на то они и шедевры: Линдгрен, Киплинг, Успенский, Заходер... Остальное растворилось, слилось с фоном, ушло в перегной. Это не значит, что оно никак не повлияло. Тем более, что зерна эти падали на самую благодатную почву, на тот возраст, когда если не все, то большинство детей принимают информацию к сведению, особо не рассуждая. Это были книжки как раз для самых маленьких. Для тех, кто только научился читать - или тех, кому мама читает. Издательство "Малыш", серия "Мои первые книжки"... Тоненькие брошюрки в мягких обложках, они не были дефицитом, потому что книжный дефицит создавался отчасти за счет того, что владеть книгами было престижно. Добыть собрание сочинений Тургенева, Диккенса или, круче того, Дюма - это было да-а! Сразу видно, что человек культурный и с возможностями. Добыть ребенку качественное, дорогое издание "Буратино", "Маугли" или "Библиотеки приключений" было ничуть не проще. А эти книжонки - ну какой в них престиж? Их и на полку-то не поставишь. Стоили они копейки (в прямом смысле копейки: я сейчас посмотрел - "Ласточка" Ушинского - 5 коп, одна поездка на метро; сборник "Грачи прилетели" - 10 коп, самая дешевая мороженка). Тиражи были - стотысячные и миллионные: та же "Ласточка" - 150 000 экз., "Грачи прилетели" - 1 500 000 экз. И вот это действительно так или иначе было доступно любому ребенку, который хотел читать. У нас дома этих книг, наверно, целый ящик. Если у кого-то родители не считали нужным такое покупать - это было то, что подсовывали в школе, в библиотеке, а может, и в детском саду - я не знаю, в детских садах были свои библиотеки?

Я эти книжки в детстве всерьез особо не принимал - это было так, то, что можно почитать, если нет чего-то по-настоящему интересного. Возможно, дело в том, что к тому возрасту, как я себя помню, я их все перечитал вдоль и поперек. Но на самом деле к их изданию явно относились не менее серьезно, чем к каким-нибудь собраниям сочинений. Потому что они выполняли сразу несколько культурных функций.

Во-первых, они служили тем, чем теперь служат телевизор, ютуб и планшеты. Средством банально занять скучающего ребенка. Детских передач на советском телевидении было, мягко скажем, не дофига, на радио - чуть больше, но их надо было еще поймать (почему-то в газетах радиопрограммы практически не публиковались). То есть когда тебя в очередной раз запирали дома с простудой, эти книжечки были настоящим спасением.

Во-вторых и в-третьих, они служили ниточкой, тянущейся к предыдущим поколениям, источником информации о культурных традициях, и помогали набрать словарный запас. Вот этих проблем, когда ребенок в десять-тринадцать лет не в состоянии читать Гоголя, Радищева или даже Пушкина, потому что он слишком многих слов банально не знает, у меня их не было, как я теперь понимаю, в том числе именно благодаря этим книжицам. Конечно, это было детское чтение, специально отобранное и отфильтрованное с поправкой на возраст, но вот проблема, что ребенок не поймет каких-то слов, явно не рассматривалась как проблема. В этих книжках были сноски с пояснениями - да, даже в книжках для самых маленьких. В этих книжках были иллюстрации, на которых были изображены и корыто, и паровоз, и ухват, и русская печь, и керосиновая лампа, и чернильница. Так что я, в шесть лет впервые очутившись в деревенском доме, не столько познавал, сколько узнавал окружающий быт: все это уже было мне знакомо по картинкам. Вещи, устаревшие за пятьдесят лет до моего рождения, не вызывали болезненного недоумения, потому что я их неоднократно встречал в книжках. То есть ситуация из известной байки, когда дети нарисовали кибитку, взрывающую пушистые бразды, как какой-то летательный аппарат, расстреливающий неких зверьков, была невозможна просто потому, что на картинке никакой стрельбы и взрывов не было, а был дяденька, едущий на лошадке, гусь на красных лапках и мальчишки на коньках. (Поэтому я, уж увольте, не вижу ничего ужасного в том, что в учебнике "Родная речь" используются послевоенные рассказы, описывающие тогдашнюю голодуху и "приучающие детей к нищете". Быть сытыми и обеспеченными вы их и сами научите, а знать о том, что когда-то горсть печенья была роскошью, ребенку совсем не вредно. Мне, во всяком случае, не повредило). А когда ребенок - или просто малообразованный, неначитанный человек, - дорастал, наконец, до Гоголя, в Гоголе его ждали новые сноски, с разъяснением, что такое "парубок", "свитка" и "смушки". И с переводом эпиграфов "из малороссийской комедии".

В-четвертых, они играли свою роль в формировании эстетического восприятия. Еще до того, как способность к эстетическому восприятию, к видению "красивого" отделяется от всего остального. Опять же, вот я в детстве эти картинки не воспринимал как предмет любования, "картины". Картины - это в музее, а это ну так, просто картинки в книжке. Уже много-много лет спустя я раскрыл одну из этих книжек и наконец оценил. Над ними работали серьезные художники - и те, кто специализировался именно на книжной графике, и те, кто проиллюстрировал всего несколько книжек, как, например, Дейнека. По правде сказать, возможно, многие из этих книжных иллюстраций меньше подходили детям, чем современные мультяшки а-ля Дисней (хотя многие из наиболее популярных художников-иллюстраторов работали именно в мультяшном стиле, особенно Владимирский). Ну и что, зато они были на вырост.

И вот все это вместе формировало и культурный код, и картину мира, и этические принципы. Травка зеленеет, солнышко блестит, дружба важнее всего на свете, товарищей выдавать нельзя, животных обижать плохо, люби и наблюдай родную природу. Понятно, что у кого-то родители, скажем, не покупали нравоучительных книжек о детстве Владимира Ильича, а кому-то не доставалось стихов о природе, но в общем и целом именно эта книжная биомасса... то есть ноомасса булькала и ворочалась в каждой советской семье примерно в одном и том же составе.

Это я, пока болею, забрел вот в этот сетевой музей детской книги https://sheba.spb.ru/bib/ (на главную страницу не ходите!) И внезапно обнаружил, что там не просто книжные иллюстрации, а все книги, отсканенные в djvu целиком, от корки до корки. А я как раз давно хотел поговорить об этих полузабытых или полностью забытых детских книгах - а тут такой случай.

Вот несколько детских книжек, которые точно у меня были.

https://sheba.spb.ru/bib/bonch-lenin.htm



https://sheba.spb.ru/bib/lewinska-grachi.htm (Скачайте книгу, оцените иллюстрации!)



https://sheba.spb.ru/bib/ulyanova-gody.htm



https://sheba.spb.ru/bib/uspensky-skobelev.htm



https://sheba.spb.ru/bib/lastochka-1977.htm



https://sheba.spb.ru/bib/zhitkov-byvalo.htm



Я думаю, что именно они-то - дешевые, на шершавой рыхлой бумаге, - и составляли "общий культурный код" среднего советского ребенка. А уж там дальше - у кого Дюма, у кого Толстоевский, - это все зависело от везения и личных вкусов.
Tags: Книжное, Педагогическое, Филологическое
Subscribe

  • Книга имени Калугина

    Предлагают на перевод новую книгу. Откажусь, скорее всего: не мое совсем. Объясняя редактору, отчего я не хочу за это браться, написал, что "Танца…

  • "Расчет орбиты Эарендиля"

    По цепочке ассоциаций, начавшейся с Камши, задумался вот о чем. Толкин же очень много размышлял о Средиземье, додумывал, достраивал. И он же этим…

  • "Совсем один"

    Еще один фанфик по Камше с Фэндомной Битвы. Не мой, просто понравилось очень. Альтернативная реальность и вот это все.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 133 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Книга имени Калугина

    Предлагают на перевод новую книгу. Откажусь, скорее всего: не мое совсем. Объясняя редактору, отчего я не хочу за это браться, написал, что "Танца…

  • "Расчет орбиты Эарендиля"

    По цепочке ассоциаций, начавшейся с Камши, задумался вот о чем. Толкин же очень много размышлял о Средиземье, додумывал, достраивал. И он же этим…

  • "Совсем один"

    Еще один фанфик по Камше с Фэндомной Битвы. Не мой, просто понравилось очень. Альтернативная реальность и вот это все.…