kot_kamyshovyj (kot_kam) wrote,
kot_kamyshovyj
kot_kam

Categories:

Кто не готов к демократии

Я прошу прощения, что лезу в эту тему - я в ней, конечно, не разбираюсь, поэтому охотно выслушаю любые возражения тех, кто разбирается лучше. Тем более, что думать я буду на ходу, поэтому наверняка наплету ерунды, это уж к бабке не ходи. Я не собираюсь говорить ни о коварном Путине, ни о бестолковом быдле - я собираюсь говорить исключительно о себе и таких как я. Если вы лично не такой и вообще такие, как я, в этой стране в меньшинстве - я вас тоже охотно выслушаю.

Это мой приятель перепостил очередную статью, в которой обсуждалось, готов или не готов наш народ к демократии, и в комментах кто-то сказал замечательную фразу: "Я не готов к демократии, потому что ни разу не был на собрании своего ТСЖ". Эта фраза показалась мне ключом ко всей ситуации. В голове у меня щелкнуло, и я начал думать - снова начал думать о том, о чем думаю уже давно.

Что такое демократия? Нет, не как общественный институт, а как элементарный механизм, который лежит в основе этого института? Это такое устройство социума (не обязательно государства, можно и рабочего коллектива или даже семьи), когда полноправный и активный член этого социума имеет возможность отстаивать свои интересы. В этой фразе каждое слово важно и замене не подлежит. Не "любой", а только "полноправный и активный". Не "обязан", а "имеет возможность". Не "права", а "интересы". И именно "свои".

Если вспомнить любые страны, где демократия возникла и развивалась естественным путем и хотя бы некоторое время работала - вот что первым приходит на ум? Афины, Исландия, США? - все это окажутся общества торговцев. Чтобы нажить богатство и приобрести вес в обществе, надо было уметь торговать. А что такое торговец? Это человек, который заинтересован в заключении сделки. Права ему, конечно, тоже нужны позарез (без прав тебя любая скотина с травой сжует), и быть правым он тоже любит, а кто ж не любит. Но ты можешь сколько угодно быть правым - если ты не договорился с партнером, который, возможно, в чем-то неправ, ты уйдешь несолоно хлебавши и впустую потеряешь время и средства, вложенные в эту поездку. Поэтому надо договариваться. Надо уговаривать. Надо стоять на своем, но при этом идти на компромиссы. За бесценок товар не отдавать, но и втридорога не ломить, не возьмут. Рассчитывать, лавировать, и, в конечном счете, принять не самое выгодное решение вообще, но самое выгодное из возможных (вы прикиньте, какие вычислительные мощности при этом задействуются! И да, отказаться от сделки - тоже решение). Отсюда же - любовь ко всяческой болтологии. Чтобы уговорить, надо уметь говорить, и мало того - надо уметь беседовать, вести диалог, слушать не только себя, но и собеседника, принимать в расчет его точку зрения. Всему этому надо учиться с детства и навыки оттачивать десятилетиями. В конце концов, торговец - это человек, который в обществе существ, произошедших от свирепых, территориальных, агрессивных, подозрительных и жестоких к чужакам обезьян, приходит в чужую стаю, благополучно с нею взаимодействует и уходит мало того, что живым, так еще и с прибылью. Причем к обоюдной выгоде. Можно и не к обоюдной, но тогда лучше туда больше не ходить - а он приходит снова и снова.

А мы (когда я говорю "мы", я имею в виду - "я и такие, как я, люди, воспитанные на тех же принципах и усвоившие те же уроки") - мы торговцев не любим. Мы называем их "торгашами". Для нас купец - это не отважный герой, который с малым отрядом едет в чужие неведомые края, за тридевять земель, за три моря, преодолевает тысячи опасностей, видит множество чудес и возвращается богатым и знаменитым (а иначе нафига ездил, спрашивается?)



Для нас купец - это трусоватый пузатый хитрован с сальными пальцами, который дует чай из блюдечка, обманывает покупателей, тиранит работников, разоряет бедняков и лебезит перед сильными мира сего.



Мы презираем его пузо, его бороду, его чай и его манеры - нас так учили и так воспитывали. Сами мы совсем не такие. Мы не умеем лебезить и обманывать, и торговаться мы тоже не умеем - при попытке торговаться мы разворачиваемся и уходим, потому что ясно, что тут хотят обмануть (иначе сразу назвали бы честную цену). И столкнувшись с человеком с психологией и взглядами "торгаша" - например, в сети, где у него есть время и желание обсуждать свой взгляд на мир, - мы, как правило, тут же убегаем и вспрыгиваем на холодильник, брезгливо отряхивая лапки, как моя кошка от собаки. Фу, экая мерзость!

Нас воспитывали иначе, нас учили другому. Нас учили быть прямыми и честными. Да, даже когда это невыгодно - особенно когда это невыгодно! Когда выгодно, тут всякий правду скажет, а вот резать правду-матку, когда оно некстати - истинное мужество. Нас учили, что во всяком деле есть правый и виноватый, и надо выяснить, кто тут прав, встать на его сторону и стоять до конца, насмерть. Что вы говорите, в деле есть две стороны и у каждой свои аргументы? Ерунда какая-то, так не бывает, наверняка кто-то врет. Нас не учили отстаивать свои интересы, это пошло и некрасиво. Вот отстаивать свои права - совсем другое дело. Но лучше не свои, а правое дело вообще. Отстаивать свои права называется "качать права", это тоже нехорошо, нас за такое ругали. Требовать некрасиво и просить тоже некрасиво, надо тихо отойти в сторонку и стоять с гордым видом, сами все предложат и сами все дадут. Это, правда, говорил Сатана, но народ массово повелся, потому что нас именно так и воспитывали, мы внутри себя до сих пор уверены, что так и надо. А если это не сработало, значит, просто не повезло. В целом же такое поведение обычно вознаграждалось - иначе бы мы такими не выросли. Рано или поздно мы все-таки получали положенное - возможно, не всё и не всегда, но тем не менее. А главное, оно вознаграждалось - и продолжает вознаграждаться, - глубоким ощущением собственной правильности и праведности. Потому что противоположность скромного интеллигента в этой системе - не торгаш, а хабалка. Наглое существо, которое орет во всю глотку, требуя все ему положенное и сверх положенного. Иногда - довольно часто, - хабалка получает по морде, и тогда все расходятся удовлетворенные. Иногда хабалка таки добивается своего. Но риск, что все захотят последовать ее примеру, невелик. Потому что роль хабалки в этой системе очень важна: она живой пример того, как выглядят люди, которые отстаивают свои интересы. Видишь, Мишенька, какая противная, гадкая тетя? Фу таким быть! И Мишенька в глубине души завидует тете, но кивает и мотает на ус: свои права можно отстаивать только так, через ор и скандалы. Он, пожалуй, на такое не готов. (А если возьмется их отстаивать, будет действовать как она, только с меньшим успехом).

В сущности, если так подумать, то, что нам так старательно прививали в наших интеллигентных семьях - это все добродетели аристократа (не знатного человека из власть имущих, нет, а именно какого-нибудь мелкого дворянина) из сословного общества. Где количество благ и сладких пряников строго ограничено, и свое он рано или поздно и так получит просто по ходу вещей, а вот человек, пытающийся получить что-то сверх положенного, ломает и портит всю систему. Потому что если оно не твое по праву, значит, оно чужое, не трогай. Лучше отстаивать "правое дело" и "справедливость" (то есть существующий порядок вещей), а все, что тебе надо, тебе достанется само собой. А если не достанется - значит, не положено и не надо. В конечном счете, это ценности военного. Нет, солдафонов мы тоже не любим, но все же солдафон нам ближе и понятнее купца. Военный Родине служит, а купец - он какой-то скользкий (сложный слишком, по правде сказать, но в этом мы себе не сознаемся).

Купеческими добродетелями мы, может, где-то даже и восхищались, и завидовали им, но относились к ним с подозрением. Хитроумие, находчивость, изворотливость, гибкость, способность договориться с кем угодно, как угодно, о чем угодно, способность отстоять свою точку зрения - не настоять на своем, упрямством и грубой силой, а именно отстоять, приводя аргументы, релевантные не перед лицом вечности, а именно для конкретного собеседника, - это все здорово, но это все не про нас. Мы тверды как скала, и неповоротливы, как она же, и стоим на своем до конца, а уж если ломаемся, то навсегда. И в мелких бытовых спорах мы ведем себя точно так же. Все или ничего. Я либо прав, либо неправ. Если проиграл, надо махнуть рукой, развернуться и уйти.

Вот поэтому, собственно, у нас демократия и не работает. И снаружи не прирастает, и снизу не прорастает. Не потому, что "народ не готов". Конкретный сантехник Василь Петрович или кассирша Марь Иванна, может, очень даже и готовы. Тем более, что они про права не заморачиваются, а вот про интересы свои очень даже хорошо понимают. А потому что я не готов. Я, как представитель интеллигенции, слоя, у которого вроде бы как достаточно и времени, и сил, и мозгов, чтобы заниматься всей этой общественной политикой. Не государственной политикой - туда меня никто не пустит, да и не по уму мне это, - а на уровне района или хотя бы двора. Потому что я как раз был на том собрании, что упомянуто в начале поста. Не ТСЖ, правда, но принцип тот же. Гос-споди, как же оно бесит! Скучно, бестолково, все орут, логики никакой. Вот есть у нас двор, стоит вопрос: что делать со двором? Во дворе есть автовладельцы, есть семьи с детьми, собачники, бабушки, подростки. Все эти множества частично пересекаются, у каждого свои интересы, частично противоречащие интересам других. Автовладельцам надо стоянку, родителям надо площадку, собачникам надо газон и кустики, бабушкам надо газон, кустики и лавочки, но чтобы без собак и без подростков. Надо как-то сделать так, чтобы всех более или менее устраивало и они друг другу не мешали. При этом надо каждого - каждого жлоба на джипе, каждую упрямую заебабку, - убедить, что это выгодно именно ему лично, и оттяпать себе кусок побольше точно не выйдет. Вот демократия - она примерно про это. На уровне района, города, страны, всего мира - все про то же самое. Каждый тянет одеяло на себя, как сделать, чтобы одеяло не порвалось и на всех как-то хватило. А я не готов. У меня сразу в голове "общественное благо" (кто такой этот Общество и почему, собственно, я забочусь о его благе?) и "права". Кто имеет право, кто тварь дрожащая. Любой разговор в тех же соцсетях сводится к конфликту по поводу того, кто имеет право, кто не имеет. Родители с детьми имеют право возить детей в самолете, потому что дети - это святое. Или нет. Или да. Или только отдельным рейсом. А владельцы животных имеют право? Да. Нет. Только при условии, если... Понятно, что определить "права" и "правоту" (особенно внутри своей отдельно взятой головы, а потом пойти и найти единомышленников) намного проще, чем учесть интересы всех участников ситуации. Тем более, что полностью учесть все интересы не выйдет, и в конце концов придется либо кошку везти багажом, либо аллергику сидеть в респираторе. А если я прав, я имею право на то, чтобы мои интересы учли в полном объеме, иначе я не играю.

Вот потому, собственно, демократия и не приживается. Потому что для нас демократия - это такая волшебная импортная игрушка, которая за все хорошее против всего плохого. И, кстати, "народ" - это тоже такая абстрактная волшебная сущность, Сивка-Бурка вещая каурка, которая всегда права и не ошибается. Ну, не должна ошибаться. Когда внезапно голосуют не так, как нам бы хотелось бы, мы остаемся в растерянности и недоумении: ну что такое, опять не сработало! А это не так работает. Да, при демократии могут выбрать и Трампа. И Зеленского. Если не хотите, чтобы выбрали Трампа или Зеленского, не надо ко-ко-ко с френдами в соцсетях, надо идти к соседке тете Марусе и объяснять, что Зеленский не выполнит ее ожиданий. Причем объяснять доступно для тети Маруси, а не для вас. Не получилось? Не умеете? Вы вообще не умеете разговаривать с теть Марусями, вы слишком культурный, быдло вас не понимает? Поздравляю, у вас президент Зеленский. Или Трамп. Или Путин. Теперь готовьтесь к следующим выборам и завоевывайте доверие теть Маруси. Это демократия, сынок.

На самом деле, парадокс. Это ведь наша работа - языком болтать, а с людьми разговаривать мы не можем. Мы выучили по нескольку языков, чтобы понимать людей на другом конце Земли - а теть Марусю мы не понимаем и на ее языке говорить не умеем. Аристократы хреновы.

Но в сущности, все понятно. Моя семья три поколения работала на то, чтобы уйти как можно дальше от тети Маруси. Мой дед и моя бабка были такими же, как она. Моя мать была не такая, но умела с ней разговаривать. А я уже и не умею.

И, собственно, демократия держится на тех немногих интеллигентных людях, которые способны видеть дальше собственного носа, но при этом еще и разговаривать с теть Марусями внятно для теть Марусь. Главное, чтобы мы их не съели по ходу дела. Мы - это другие интеллигентные люди. Потому что этот прохиндей - он, внезапно, не об общем благе радеет, а у него, о ужас, СВОИ ИНТЕРЕСЫ! Он же к власти рвется. Вот негодяй-то.

И оно не заработает, пока мы не перестанем воспринимать демократию как волшебную хрустальную шкатулку, а станем видеть ее как есть: как толковый инструмент, слегка заржавленный и немного в говне, но вполне себе годный. Если уметь его в руки взять, конечно. Но это ж учиться надо, а вло-ом...
Tags: Недостойные мысли, Политика, Рассуждения дилетанта
Subscribe

  • Сакура и несакура

    Ходил проведывать нашу несакуру. У нас там несколько кустов перед корпусом, и сейчас она в самом цвету. Кусты все бело-розовые, но один более…

  • Университет

    Ходил гулять к нам в универ. Народ! Я знаю, есть люди, которые способны узнать человека в лицо по сколь угодно схематичному изображению. Кого это…

  • Дрозды

    А у нас на дереве дрозды поспели! Ну, то есть вывелись. Когда я вышел с собакой, мамаша, видимо, только что их покормила и начала…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 173 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Сакура и несакура

    Ходил проведывать нашу несакуру. У нас там несколько кустов перед корпусом, и сейчас она в самом цвету. Кусты все бело-розовые, но один более…

  • Университет

    Ходил гулять к нам в универ. Народ! Я знаю, есть люди, которые способны узнать человека в лицо по сколь угодно схематичному изображению. Кого это…

  • Дрозды

    А у нас на дереве дрозды поспели! Ну, то есть вывелись. Когда я вышел с собакой, мамаша, видимо, только что их покормила и начала…