kot_kamyshovyj (kot_kam) wrote,
kot_kamyshovyj
kot_kam

Category:

Педагогика и воспитание

Меня всегда слегка подбешивали разговоры о том, что учитель якобы должен "воспитывать". Учитель должен учить. Учитель начальных классов - писать-считать, математик - математике, историк - истории, биолог - биологии. А "воспитывать" - это что такое? Обычно требующие от учителя "воспитывать" (родители, власти, бабки-на-лавочке и т.д.) имеют в виду, что учитель должен взять неотесанное полено и вытесать из него буратину с теми параметрами, которые нам (родителям, властям, бабкам-на-лавочке) нужны. Но так же не бывает, блин! Если мама с папой, которые родили, выкормили и худо-бедно как-то первые шесть лет растили, сами с этим делом не справляются, каким чудом это должна сделать МарьПетровна или ЕвгеньМихалыч, которые их ребенка максимум пять часов в неделю видят? Потому что они профессионалы, их учили? Да ладно вам, их не этому учили, на самом деле. Тому, чего вы требуете, вообще научить нельзя - и уж точно не на лекциях в институте.

Но я вот поневоле поприсутствовал безмолвным свидетелем при учебном процессе - и внезапно осознал, что учитель, преподаватель НЕ МОЖЕТ НЕ ВОСПИТЫВАТЬ. Хороший учитель, плохой учитель - любой учитель воспитывает, хочет он того или нет. Учитель, который высказывает свое мнение, воспитывает, но и учитель, который молча выслушивает мнение учеников - тоже воспитывает, только иначе. Они смотрят, как он слушает, они слушают, как он молчит - и воспитываются. Глюк, конечно, не ставит себе целью "воспитывать" своих студентов - ему просто нужно разговаривать с ними по-английски, и чтобы они тоже разговаривали, не молчали. И, конечно, он не навязывает им своих мнений - это попросту не его стиль, ему так не интересно. Но он подбирает темы для разговоров, он руководит дискуссией, он перебивает слишком разговорчивых и заставляет высказываться молчунов и застенчивых - и поневоле воспитывает, не может не воспитывать. Точно так же наша преподавательница украинского, возможно, не ставила себе целью воспитывать студентов и как-то там влиять на умы - но это был 2004 год, а она преподавала украинский русским второкурсникам. И то, что она обсуждала, влияло на умы само по себе - а еще больше то, что она не считала нужным обсуждать. Может быть, гуманитарий воспитывает больше, потому что его предмет так или иначе предполагает обсуждение разных животрепещущих тем, но и трудовик, и учитель физкультуры, и трепетная музычка тоже воспитывает. Судя по отдельным высказываниям моих одноклассников, в моей последней школе одним из главных, наиболее влиятельных воспитателей был учитель рисования и черчения (сам я с ним, увы, не пересекался, потому что попал в ту школу, когда его предмет уже закончился). Да, и сосед по подъезду тоже воспитывает - но просто у учителя, как правило, куда больше влияния и возможностей для воспитания, чем у соседа.

Но понятно, что это совсем не то воспитание, которое имеет в виду заботливая мамаша или государственный муж, продвигающий очередную программу "патриотического воспитания". Им нужно хорошее, надежное воспитание, результат которого предсказуем, как инженерная конструкция - а настоящее воспитание, увы, больше похоже на искусство: процесс его тонок и неосязаем, а результат непредсказуем шо пиздец. Потому что воспитание - это взаимодействие двух и более разумных существ, у каждого из которых свои интересы, свои проблемы и свои тараканы в голове. Нет никакого неотесанного полена, есть живые Буратино, Мальвина и Пьеро, каждого из которых надо научить математике. А воспитаются они сами, в процессе объяснения задачки про два яблока. Обычно предполагается, что хороший воспитатель - тот, кто из непокладистого и бестолкового Буратино способен вырастить аккуратную и старательную Мальвину. На самом деле у хорошего воспитателя Буратино останется Буратино, Мальвина Мальвиной и Пьеро Пьеро, только на выходе они будут готовы выйти во взрослый мир, жить нормальной взрослой жизнью и по возможности не отравлять жизнь себе и друг другу. Но процесс совершенно точно не будет гладким и безболезненным. И очень повезет, если никто из них не вырастет Карабасом-Барабасом.
Tags: Воспитательское, Педагогическое, Рассуждения дилетанта
Subscribe

  • За правое дело!

    Все же иной раз кажется, будто некоторые борцы за правое дело нарочно наняты и проплачены Кровавым Режимом (ТМ), чтобы испаскудить саму идею. Хотя…

  • Прививочное

    Народ! С ума сойти! А прививка-то - РАБОТАЕТ! Прикиньте: приезжаю я на дачу, где связь всю жизнь еле теплилась - по телефону-то поговорить можно…

  • Пакет с пакетами

    Вот говорят: "пакет с пакетами", "бабкино скопидомство". Ну, есть у нас пакет с пакетами - точнее, корзина такая икеевская, на стенку вешать. Был он…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments

  • За правое дело!

    Все же иной раз кажется, будто некоторые борцы за правое дело нарочно наняты и проплачены Кровавым Режимом (ТМ), чтобы испаскудить саму идею. Хотя…

  • Прививочное

    Народ! С ума сойти! А прививка-то - РАБОТАЕТ! Прикиньте: приезжаю я на дачу, где связь всю жизнь еле теплилась - по телефону-то поговорить можно…

  • Пакет с пакетами

    Вот говорят: "пакет с пакетами", "бабкино скопидомство". Ну, есть у нас пакет с пакетами - точнее, корзина такая икеевская, на стенку вешать. Был он…