Ребенок с начинающейся близорукостью не успевает читать то, что пишут на доске, не успевает записывать и обдумывать то, что видит, не успевает осваивать материал, отстает - в результате тупит. Бабушка не слышит, что ей говорят, не понимает, не может следить за происходящим - тупит. Если у человека проблемы с осязанием - будут проблемы и с мелкой моторикой, не может освоить каких-то элементарных повседневных действий (завязывать шнурки, чистить картошку, шить, завинчивать гайки, пилить, строгать) - тупит. Сам с этим сколько раз сталкивался. Плохо видишь лица, не узнаешь людей в лицо - ты что, тупой? Не видишь птиц в лесу/марки автомобилей, не узнаешь их, не можешь их запомнить - ты тупой?
Хуже всего, конечно, проблемы со слухом, потому что большая часть "интеллектуальной" информации поступает именно через этот канал, особенно до определенного возраста. Не зря по-английски dumb ("немой", но, как правило, "глухонемой") - он же и "тупой", это просто одно слово.
Проблемы с осязанием вроде как встречаются реже, но на самом деле, возможно, хуже диагностируются - просто дурак неуклюжий, все у него из рук валится, ага (в наше время это вроде бы не так актуально, но на самом деле до определенного возраста развитие интеллекта как раз по этому критерию и оценивают: что ребенок уже умеет, - а когда человек этот возраст перерастет, в семье уже знают, "что он у нас дурачок"...) Я сам об этом задумался, только когда столкнулся с человеком, у которого проблемы с осязанием объективно существуют и возникли во взрослом возрасте из-за болезни (диабет).
Проблемы со вкусом и обонянием вроде бы как пустяк, но на самом деле тоже создают некоторый гандикап. Умение распознавать тонкие оттенки вкуса и запахов, на самом деле, тоже проявление интеллекта. Если для тебя, скажем, все вина делятся на белое, красное и водку, где-нибудь в деревне, где мужики берут беленькую, а бабам сладенького красненького, это проблем не создаст, а вот в более или менее интеллектуальной тусовке неумение ценить хорошие вина может стать мелкой, но неприятной проблемой. Да, ерунда, да, снобизм, но все равно, когда все смакуют какое-нибудь вино или виски и рассуждают о фруктовых и древесных тонах, а ты в упор не видишь разницы... тебе никто не скажет, что ты тупой. Ты сам это почувствуешь. И я думаю, что вот сейчас переболевшие ковидом как раз обнаруживают, какая значительная часть поступающей извне информации основывалась таки на вкусе и обонянии. Сад, который ничем не пахнет - это разве сад?
Я не знаю, что с этим делать, но это всяко стоит иметь в виду. То есть если человек тупой, надо его как минимум палочкой потыкать: он точно тупой или просто плохо вас слышит, например? И если у ребенка есть проблемы с органами чувств и есть возможность их решить, их надо решать, и срочно. Потому что иначе он отстанет, возможно, отстанет в какой-то критический период развития. Например, мы тут в свое время обсуждали, что у людей, у которых проблемы с распознаванием лиц (а проблемы с распознаванием лиц, скажу я вам, это изрядная жопа и серьезный гандикап в области социального интеллекта: как ты будешь нормально взаимодействовать с людьми, если ты своего научного руководителя в коридоре не узнаешь, например?), как правило, есть еще и близорукость с раннего детства, которую либо не диагностировали вовремя, либо по хорошей старой традиции выписывали очки на пару диоптрий меньше, чем надо (а зрение "минус два" - это, вообще-то, уже довольно плохое зрение). А между тем проблемы с распознаванием лиц и интерпретацией человеческой мимики - один из признаков аутизма. То есть либо у человека РАС, либо ему в свое время просто не озаботились сделать нормальные очки вовремя - неплохо так, а?