В воскресенье ездили мы в Болшево, на экскурсию по тамошним старинным дачам. Гвоздем программы был дом-музей С.Н. Дурылина. Это был такой, грубо говоря, гуманитарий широкого профиля, каких последние пятьдесят лет уже не выпускают. Литературовед, театровед, религиозный философ, педагог, писатель... ну, такое. Жизнь он прожил интересную и насыщенную, отчасти не по своей воле.
И вот как-то раз в 1942 году, когда приключения его в основном закончились, сидели они с гостями на террасе его дома в Болшеве - того самого, где мы были, - и праздновали именины хозяйки дома, как вдруг в сад упал самолет. Небольшой почтовый самолет. Никто даже не пострадал, поскольку упал он на ель, росшую рядом с домом. Гости разбежались и попрятались, а сам хозяин остался сидеть с чашкой чаю в руке и нашаривать очки - при зрении минус семнадцать с этим делом торопиться нельзя ни при каких обстоятельствах. Выбравшиеся из кабины летчики (не забудьте пристегнуть ремни! А то видите, что бывает...) увидели хозяина и обрадовались: "О, Дурылин! А мы вас знаем, вы у нас лекцию читали!"

О чем он читал им лекцию, история умалчивает, но вряд ли о политподготовке и точно не о производстве полетов. Мог, например, про "кандалакшский Вавилон" читать: https://kolamap.ru/library/1914_durylin.html
Теперь про сам дом-музей. https://korolevriamo.ru/article/dom-muzej-durylina-istoriya-legendy-immersivnyj-teatr-i-hvostatyj-sotrudnik-321339
Странное место. Некий переходный этап между усадьбой XIX века, какие мы привыкли видеть в домах-музеях подревнее, и подмосковной дачей, какие застал уже я. Да и судьба хозяина дома - нечто среднее между судьбой философов начала прошлого века, частично отправленных прочь на знаменитом пароходе, частично сгнивших в ГУЛАГе, и уважаемого советского деятеля культуры, получившего такую дачу в знак заслуг перед государством. Дом, впрочем, построен хоть и в старинном дачном месте, но на пустом участке. Рассказывают, что хозяйка, жена Дурылина, пошла к Страстному монастырю, который как раз тогда сносили, договорилась с рабочими, и им подкинули стройматериалов. Фундамент дома сложен из кирпичей снесенного монастыря, и все окна и двери в доме - оттуда же. Даже стекла старинные уцелели. Я думаю, для хозяев это, помимо прямой практической пользы, был важный символ: сохраненный, спасенный, вытащенный из мусора кусочек старой жизни. После двух ссылок - особенно.

Сам дом построен по плану трехнефного собора, с запада на восток, и полукруглая веранда - как апсида храма.



Вот это прямо кусок тех дач, что я застал. Круглый стол, венский стул, ребристая чугунная батарея, дощатые полы, крашенные неизменной красно-коричневой краской.

А это Нестеров, да. Хозяин дома был с ним дружен, и одна из стен в доме целиком увешана рисунками Нестерова. А этот фрагмент Нестеров нарочно написал в подарок хозяевам.

Тот самый кандалакшский вавилон. Вы статью почитайте, там интересно.


А это кусок прошлой хозяйской жизни. Дубовый обеденный стол из отцовского дома. Надо - собирается вместе, не надо - раздвигается на две половины и приставляется к стене. Отличная конструкция, интересно, отчего сейчас так не делают.

"Центральный неф" - сквозной коридор по центру дома, из сеней - на веранду.

Дверца печи, подозреваю, тоже из монастыря.

Та самая веранда. Там сейчас реставратор работает, все выглядит аутентичней некуда. Веранда, на самом деле, крохотная, во всех домах, что я видел, куда просторнее. :-) Непонятно, как они там все с гостями умещались.


Петушок над вентиляцией ледника.

Собственно ледник.

Местные котики.
