Итак:
1) "А вот я во дворе гулял/в садик ходила, а все равно у меня с социализацией были/остались ба-альшие проблемы". Да, безусловно. Во-первых, есть такие дети. Мы и из жизни, и из книжек знаем, что в любой, самой благополучной семье, в любой, самой доброжелательной компании, в любом, самом дружном классе есть дети нелюдимые, замкнутые, которые не хотят и не могут, или хотят, но не могут, или могут, но не хотят нормально общаться. Ну, потому что люди разные. Бывают токсичные семьи, откуда ребенок сразу выходит с убеждением, что с людьми лучше не связываться, себе дороже. Бывают расстройства аутистического спектра и прочие плохо корректируемые проблемы с поведением. Бывает неустойчивая психика, когда с нормальными бойкими экстравертами (а большинство детей садовского возраста как раз такие) общаться просто невозможно, через пять минут хочется уже уйти в уголок, тихо сесть и почитать книжку. Бывает все это вместе сразу и много чего еще. Во-вторых, есть такие коллективы. Коллектив коллективу рознь. Даже собачьи стаи все разные: бывают мирные и дружелюбные, бывают злобные и агрессивные. А люди все же не собаки, у них все намного сложнее. То есть если ты никак не можешь ужиться в коллективе, возможно, дело все-таки не в тебе, а как раз в коллективе (легче всего это проверить сменой коллектива, но, во-первых, не все и не всегда себе могут это позволить, а во-вторых, новый коллектив может случайно (или неслучайно) оказаться таким же. Иной раз помогает только смена города или даже страны).
1а) "А вот еще бывает разная социализация для разных возрастов, и у меня, например, детская социализация прошла успешно, а с подростковой/взрослой начались проблемы", etc. Ничего об этом не знаю, просто не сталкивался с этой проблемой. Если вы об этом что-то знаете и у вас есть мнение на этот счет, с удовольствием послушаю.
2) И да, разумеется, если тебе все это так тяжело давалось, первый естественный порыв - своего ребенка от всего этого защитить. "Я не допущу, чтобы он прошел через этот ад". И очень тяжело рискнуть и хотя бы допустить мысль, что, может быть, защищать никого и не требуется. Что тебя в школе травили - а его не будут. Потому что это другая школа, другое время, другие дети, а главное, что твой ребенок - не ты. Как это ни противоестественно звучит. Что у тебя были такие и такие проблемы, а у него их нет и не будет, а будут свои, с травлей и социализацией, может, никак и не связанные. А в садик он ходит играть с друзьями, а не жрать блевотную кашу и воевать со злобной нянечкой (которой там и нет, кстати). Я прекрасно понимаю все эти страхи, и, разумеется, ребенка с пристрастием допрашивал, не обижают ли ее в школе (и с ужасом ждал, что она ответит, что да, обижают, а я, между прочим, и до сих пор не знаю, что с этим делать!) Через некоторое время я пришел к выводу, что куда больше вероятность, что не ее будут травить, а она кого-то будет травить. Нет, не в качестве зачинщика, это вряд ли, а вот в качестве группы подпрыжки, "все побежали - и я побежал!" - вот это могло быть запросто. Но в ее школах, кажется, такого все-таки не было: это были хорошие школы, там были хорошие учителя... ну, и нормальные дети. А нормальные дети все-таки нуждаются в социализации в коллективе. Даже больше, чем в пакетной загрузке знаний. Как становится очевидно по итогам карантина (https://snob.ru/entry/200018/) Так что превентивно ограждать детей от обычной, общепринятой в обществе социализации, чтобы их там, нидайбох, не травмировали - плохая идея, честно. Если у ребенка правда все очень плохо в школе, и смена коллектива никак не помогает - то да, может, и в самом деле стоит его из школы изъять. Но это последний вариант на крайний случай, а не универсальное средство от любых проблем. Такое лекарство может оказаться хуже болезни.
3) "Но вот в результате ты же нормально социализирован, у тебя в жизни все ок, ты такой умный и уникальный" - что же не так? Не так то, что вещи, которые в норме у людей происходят автоматически, у меня управляются через громоздкую надстройку при помощи сознательных интеллектуальных усилий. В ручном режиме. Это очень тяжело, очень дорого обходится, и когда я не в ресурсе, эти возможности отваливаются в первую очередь. То есть когда я сыт, здоров, бодр и весел, все ок (относительно). Но когда со мной что-то не так (я встревожен или очень устал, к примеру) я могу, скажем, часами наматывать круги по незнакомому городу вместо того, чтобы спросить дорогу у кого-то из местных. Просто потому, что функция "взять и спросить" в данном режиме недоступна. Я буду валиться с ног, но дорогу спрашивать не стану, это сейчас тяжелее, чем пройти еще три км не в ту сторону. Или, например, для нормального человека есть люди тяжелые, неприятные, общение с которыми раздражает и выматывает, и люди хорошие, приятные, друзья, приятели, общение с которыми не напрягает и даже окрыляет и прибавляет сил. У меня такого разделения нет. Понятно, что есть люди неприятные и есть приятные, но общение всегда тяжело и выматывает в любом случае. То есть "поехать в отпуск в хорошей компании" - это значит, что мне после такого отпуска еще неделю отдельно отдыхать придется. То есть для меня-то это само собой разумеется и не очевидно, что не для всех это так. Но я вот тут вижу, как знакомые жалуются, что нет возможности отдохнуть: свободное время есть, есть куда пойти или поехать, но НЕ С КЕМ! А в одиночку это не отдых, типа. Вот для меня это, я не знаю, что-то из серии "и некому будет дергать меня за волосы". Общение с друзьями - это приятно, да, но это отдых не из разряда "на пляже поваляться", а из разряда "в горы с рюкзаком". По молодости мне это давалось еще относительно легко, но с возрастом это все тяжелее. У меня есть один (1) человек, общение с которым вообще не раздражает и не напрягает, ну и... в общем, на самом деле он такой же, как и я.
В целом, я не "нормально социализирован", я нормально адаптирован. Меня где мытьем, где катаньем, где пинками извне, где титаническим усилием воли изнутри приучили относительно нормально общаться. Но это как... Вот, предположим, вам ампутировали обе ноги. И вам сделали хорошие протезы, вы научились на них ходить. И даже бегать. И даже танцевать и ездить на велике. Это не значит, что теперь вы здоровы. Да, проблему вы решили, процентов на девяносто. Но вы по-прежнему инвалид. И, в общем, никто не знает, чего вам это стоит, кроме таких же, как вы. Там, где обычный человек "просто встал и пошел", от вас многие элементарные вещи требуют серьезных, иной раз нечеловеческих усилий. Вот и здесь так же. Предпочел бы я быть нормальным? Не знаю. В любом случае, это был бы уже не я. Но это вопрос из серии "Предпочел бы ты не попадать в тюрьму?" Даже опытный, не раз отсидевший уголовник, скорее всего, ответит "да".
4) Ну, а какие же плюсы? Получается, сплошные минусы? На самом деле, не совсем. Как минимум, один плюс НЕГЛУПОГО человека с проблемной социализацией (ибо, разумеется, далеко не все такие люди умны, есть и дураки) - в том, что он, как я уже сказал, часть того, что обычный человек совершает автоматически, делает в ручном режиме, с помощью сознательных интеллектуальных усилий. То есть нормальный ребенок этому научился где-то в четыре годика и сам не знает, что именно он делает, и вообще не сознает, что он совершает некое усилие - а проблемный человек где-то между двенадцатью и двадцатью пятью годами осознал, что все люди умеют вот так, а он почему-то нет, взял себя в руки, пораскинул мозгами, понаблюдал за окружающими, возможно, почитал специальную литературу - и худо-бедно освоил сложный скилл, скажем, обращать на себя внимание собеседника, причем так, чтобы не выглядеть неуклюжим хамом. Если вы в самом деле достаточно умны и трудолюбивы, и освоите много-много таких ноухавчиков, возможно, вы будете выглядеть как настоящий и даже лучше (потому что нормальный человек не понимает, что делает, и, соответственно, не замечает, когда делает что-то не то). Вы сможете тоньше управлять этими инструментами межличностного взаимодействия (потому что обычный человек ими вообще не управляет, точно так же, как не управляет, скажем, собственным дыханием: ну дышит и дышит себе, а что еще-то?) Вы даже сможете этому научить - потому что вы сознаете, что делаете, и отдаете себе в этом отчет. Так иной иностранец лучше учит языку, чем неквалифицированный носитель этого языка (а квалифицированных пользователей социализации куда меньше, чем квалифицированных носителей языка, обученных преподаванию "русского как иностранного").
Но! Для этого требуются немалые интеллектуальные и волевые усилия. А как я уже сказал, не все такие люди умны. И сила воли прокачана тоже не у всех. А наше время к таким людям еще и довольно снисходительно. Когда ты преодолел неизбежный кошмар садика, школы и, возможно, вуза (и, нидайбох, армии!), ты уже можешь просто запереться у себя в комнате и никуда не выходить. Работа, еда и тот минимум социальных связей, в которых ты все-таки нуждаешься (ибо человек, сука, животное общественное, как ни крути), просто придут к тебе на дом. И, блин, вы не представляете, какое это искушение. Просто запереться и не выходить из комнаты. И если бы я родился не в семьдесят втором, а году в девяносто седьмом или две тыщи третьем, еще неизвестно, был ли бы я так хорошо адаптирован, как сейчас. Возможно, я был бы одним из первых русских хикки.