kot_kamyshovyj (kot_kam) wrote,
kot_kamyshovyj
kot_kam

Category:

Музыкальный слух

- Научите моего сынишку играть на скрипке!
- А слух-то у него есть?
- Слух точно есть: когда зову, откликается!



Это очень старый и популярный анекдот, он есть во всех сборниках музыкальных анекдотов. Анекдот, конечно, ужасно смешной: всякому ведь понятно, что речь идет не об обычном слухе, а о МУЗЫКАЛЬНОМ! А музыкальный слух - это такой особенный слух, и есть он далеко не у всякого, кто в принципе способен слышать.

Но я не раз задумывался над тем, так ли уж смешон этот анекдот, как кажется на первый взгляд. Я давно хотел об этом поговорить, а тут вот опять тема всплыла: в каком-то очередном разговоре об образовании зашла речь о том, кого стоит учить музыке, а кого нет. И кто-то из собеседников возмущался: мол, зачем мне тратить время на эту вашу музыку, если я просто не в состоянии определить, какой звук выше, какой ниже, хоть пристрелите? Логичный вопрос, да. И в самом деле: ну ведь есть же люди, у которых просто от природы нет музыкального слуха! Вот нет и нет, хоть убей.

Логичный вопрос - если предположить, что такие люди действительно бывают. Но бывают ли они - вот в чем вопрос? Не спешите отвечать "Да вот же он я!" Я, как филолог, все равно вам не поверю. Во-первых, потому что существуют языки (они называются тоновые - можете сходить по ссылке и посмотреть, сколько их), в которых высота звука имеет смыслоразличительную функцию. То есть, условно говоря, какое-нибудь слово "ма" - это не одно, а три, пять или семь разных слов в зависимости от того, какая там интонация прилагается к этому "ма". Что отсюда следует? Отсюда следует, что если бы существовали китайцы или вьетнамцы, у которых от природы нет слуха, они бы попросту не смогли нормально говорить на своем родном языке. Были бы все равно что глухие. Слышал ли кто-нибудь о таких несчастных? По-моему, нет. Все китайцы нормально говорят на своем китайском и без проблем различают и воспроизводят все эти свои тоны, сколько их там ни есть. И не только в восточных языках говорящему необходим музыкальный слух. В древнегреческом языке было так называемое "музыкальное ударение", восходящее, нисходящее и "облеченное" - то есть ударный слог выделялся не силой голоса, а интонацией: повышением тона, понижением тона или повышением и затем понижением. Если не ошибаюсь, такое же ударение было изначально во всех индоевропейских языках - то есть и у наших с вами предков тоже, - а в литовском сохранилось и до сих пор. Еще оно по сей день есть в норвежском и шведском языках. Я помню, как нам наша преподавательница норвежского говорит: "Вот это "восемнадцать" (или "девятнадцать", не помню, неважно), а это "восемьдесят", и произносит два слова, которые звучат совершенно, абсолютно одинаково. И семь человек норвежской группы смотрят на нее квадратными глазами и говорят: "А в чем разница?" "Ой, ну как же!" - удивляется Ингюн и повторяет еще раз два совершенно одинаковых слова. Для нее разница очевидна - точнее, ухослышна. А мы - не слышим.

Но потом (это во-вторых) я сообразил, что мне, в сущности, нет нужды мотаться по заграницам, чтобы обосновать свою точку зрения. Потому что в русском языке имеется интонация, которая также представляет собой различные изменения тона (сходите по ссылке и почитайте, только имейте в виду, что со значениями всех этих ИК все немного сложнее, чем написано в википедии). И вы всеми этими интонационными конструкциями владеете совершенно свободно - если только вы не иностранец, выучивший русский язык преимущественно по книгам. Потому что в русском языке интонация также имеет смыслоразличительную функцию, только, в отличие от китайских тонов, она влияет не на смысл слова, а на смысл всей фразы. То есть фраза "мы идем в кино" может быть утверждением, вопросом или иметь еще полдюжины дополнительных смыслов именно в зависимости от того, с какой интонацией вы ее произносите. Нет, если вы скажете, что вы по-русски не способны на слух отличить утверждение от вопроса, я вам поверю (и посочувствую). Но так-то, скорее всего, вы прекрасно различаете восходящий и нисходящий тон. Нет, отдельно от речи - нет. И если вас попросить различить ИК-1, ИК-3 и ИК-6, вы их, по всей вероятности, не различите. Но в речи - в речи вы их и различите, и воспроизведете, там, где вам это понадобится. Точно так же, как китаец свободно различает и воспроизводит все пять или сколько у него там в языке тонов.

То есть если вас просто окликают по имени, а вы уже заранее "по голосу слышите" (слышите ведь?), что это: приветствие, радость, угроза или просто вас зовут из соседней комнаты - значит, музыкальный слух у вас точно есть. Так что анекдот про "когда его зову - то откликается" - вовсе не анекдот, а простая констатация факта.

Так что же получается, люди, которым "медведь на ухо наступил", просто ленятся/не хотят и так далее? Увы, нет. Если музыкальный слух есть у всех, это не значит, что он у всех одинаково хороший. Есть люди с врожденным абсолютным слухом - это значит, что они слышат не только относительную высоту звука (этот выше, этот ниже), но и абсолютную - то есть они про любой отдельно звучащий в тишине звук могут уверенно сказать, какая это нота. Если у человека от природы слух не так хорош, его можно развить, но для этого придется потрудиться. Например, у меня слух оставляет желать лучшего (например, те самые русские интонационные конструкции я за несколько лет на слух определять так и не научился, а уж как намучилась со мной преподавательница английского, пытаясь поставить мне правильную английскую интонацию! Она мне: "Тут понижение тона в конце фразы", а я не слышу! За ней повторить могу, а пять минут спустя воспроизвести - фигушки. Просто не слышу, где понижение, где повышение, ага). Но моя матушка, которая была достаточно музыкальна, меня натаскивала лет с двух. Пела мне простенькие песенки - а потом уже и не такие простенькие, - и заставляла за ней повторять. И я повторял. Естественно, что мне ничего не стоит насвистеть или подобрать на флейте знакомую мелодию - разумеется, в той тональности, в какой мне удобно, а не в той, в какой она должна звучать "на самом деле" - эти тонкости мне недоступны. То есть у меня не сказать, чтобы идеальный слух - но он более или менее поставлен. И у большинства людей, у которых хороший - вот прямо отличный, - музыкальный слух, для которых имеет смысл понятие "тональности" и так далее, за плечами все же имеется музыкальная школа. Или хор. Или еще какие-нибудь занятия музыкой. Понятно, что совсем без слуха их бы туда, наверно, не взяли, но музыкальный слух тренируется - точно так же, как умение кататься на коньках или на велосипеде. Очень мало на свете людей, которые вот прям с первого раза сели на велосипед и поехали. Но очень мало на свете здоровых людей, которые вообще не в состоянии научиться кататься на велосипеде. Может быть, вы таких встречали - я нет. Вот и музыкальный слух - это попросту навык, который нарабатывается и тренируется, как и подавляющее большинство других навыков. Свое умение распознавать интонации устной речи вы нарабатывали еще в колыбели - если не в утробе матери. Когда ваша мама сердилась, она говорила с одними интонациями, когда радовалась или удивлялась - с другими. И вы это запомнили и научились воспроизводить. Точно так же и маленький китаец учится запоминать и воспроизводить свои родные тоны. Ну, а запоминать и воспроизводить мелодии вам, видимо, было ни к чему, не было такой же насущной потребности, как нормально говорить на родном языке - вот потому и нет у вас музыкального слуха. Вернее будет сказать, что музыкальный слух у вас есть - но только он совершенно не развит, и на то, чтобы его развить до какого-то приемлемого уровня, потребуется больше сил и времени, чем вы готовы потратить. То есть, может быть, вам и хочется петь в хоре, но для того, чтобы не фальшивить, потребуется столько усилий, что и ну его нафиг. Это ваше законное право. Но только вы имейте в виду, что если вам в самом деле очень хочется, то дело не безнадежное. Там не глухая стенка, там дверь, просто она заперта и замок заржавел.
Tags: Лингвистическое, Музыка, Рассуждения дилетанта
Subscribe

  • И о погоде

    Примерно с семи утра в Москве хреначит дождь. Временами моросит, временами льет. Все, что могло утонуть, утонуло, все, что могло всплыть, всплыло.…

  • Весенний дождик

    С утра идет ровный, тихий дождик. Мы с собакой за час прогулки как раз успели слегка промокнуть. Наши вишня и слива только-только распускаются.…

  • Позавчерашний закат...

    ...Был изумительно красив. Жалко, что я был дома, а не где-то в более подходящем месте. Всю прошлую весну наблюдал закаты из форточки и с балкона; в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 73 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • И о погоде

    Примерно с семи утра в Москве хреначит дождь. Временами моросит, временами льет. Все, что могло утонуть, утонуло, все, что могло всплыть, всплыло.…

  • Весенний дождик

    С утра идет ровный, тихий дождик. Мы с собакой за час прогулки как раз успели слегка промокнуть. Наши вишня и слива только-только распускаются.…

  • Позавчерашний закат...

    ...Был изумительно красив. Жалко, что я был дома, а не где-то в более подходящем месте. Всю прошлую весну наблюдал закаты из форточки и с балкона; в…