Любая фобия более или менее мешает жить, и хорошо бы что-нибудь с этим сделать. Вот Рэй, я считаю, пример интуитивно-правильной работы с собственными страхами. Избавиться от фобии нельзя, но ее можно ограничить и загнать в определенные рамки, чтобы она мешала по минимуму. Во-первых, для начала, можно попросту избегать пугающих ситуаций. Это понятно, все так делают; но не всегда это возможно. Во-вторых, можно встречаться со своими страхами в специально для этого предназначенной обстановке, где встречу в любой момент можно прекратить. Так поступил бы человек; для собаки это, конечно, слишком сложно, однако же Рэй целенаправленно ломится вслед за мной на балкон всякий раз, как я иду снимать грозу или фейерверки. Казалось бы - нафига? Но нет: хозяин пошел снимать грозу, я пойду с ним. В-третьих, следует продумать систему защитных мер, так, чтобы чувствовать себя в безопасности. У Рэя, например, есть специальные безопасные места, где фейерверки не страшны. Поначалу он прячется под письменный стол, а если это не помогает и все-таки слишком страшно, он уходит в ванную. И в ванной все, не страшно уже. То есть всю вот эту новогоднюю канонаду (которая началась еще дня за четыре до Нового Года) он мирно продрых в ванной, уютно пристроив голову на порожек. Ты заходишь руки помыть, а у тебя там серый коврик спит без задних ног. Задние ноги отдельно. Если совсем страшно, можно забраться прямо в ванну. В ванну - это уже в самый разгар салютов, когда бабахает непрерывно и со всех сторон.
Это все именно благодаря тому, что он достаточно умный. То есть мозги (какая там часть мозга разумным поведением управляет, лобные доли?) у него достаточно сильны, чтобы в случае испуга не кидаться без памяти куда глаза глядят (как делают многие собаки, которых теперь еще месяц будут разыскивать по всей Москве - кстати, на мос.ру сделали специальный сервис для поиска потеряшек: https://www.mos.ru/pgu/ru/app/dvm/067901/), а остановиться, подумать и принять меры для спасения себя (и, по возможности, хозяина). Например, от салюта он не убегает немедленно со всех ног, а остановится, дождется, пока его возьмут на поводок, и затем уже, волоча на поводке хозяина, максимально быстро и кратчайшей дорогой направляется к родному подъезду. Это достаточно разумное поведение, и не всякий, далеко не всякий homo sapiens способен вести себя настолько же адекватно, увидев, например, ненавистную бабочку. Но для этого хорошо бы иметь длительный опыт общения с собственным страхом и продуманный план действий на случай встречи с ним. И если, скажем, лет пять назад Рэй всю новогоднюю ночь просто сидел в ванной и тихо дрожал, то теперь он в этой ванной спокойно спит. Он для себя решил, что тут безопасно, бубухи слышны, но не страшны. И все.
А в этом году в ситуацию вмешался дополнительный фактор: кошка. Мы-то сидели в комнате, где кошка: зажгли елочку, пили вино, смотрели кино, ели суши. И кошка салюты отчасти перевесила. Не до конца, нет. Например, когда я где-то в час ночи вышел погулять, Рэй решил, что один хозяин и кошка - это все же маловато. И ушел в ванную. Но когда я вернулся, вернулся и он. Улегся рядом со мной на диван, лицом в сторону
Где-то уже после трех я собрался и все-таки вышел с собакой, несмотря на то, что вдалеке еще стреляли. Рэй мужественно согласился выйти - видно, очень уже подпирало, - спустился на улицу, задрал лапу у ближайшего сугроба, отлил и немедленно ушел домой. А в восемь утра он меня разбудил и сообщил, что пора гулять. На подходе к радиополю издалека снова донеслись бубухи. Кому-то, ять, не спалось. Рэй прислушался, прикинул - и решил игнорировать. Это не те бубухи, не опасные. И вообще, на радиополе бубухи и вполовину не так страшны, как дома и во дворе. Радиополе - территория по умолчанию максимально безопасная (с точки зрения шнауцера). И мы пошли гулять на поле и играть в мячик.
То есть все вот это, что делает Рэй, в принципе, делают и люди тоже. Правда, не всегда с той же эффективностью. Иногда именно потому, что люди умнее собаки. Они не дают себе отстраниться от фобии, забыть о ней, проигнорировать, даже когда это возможно. Я же помню, что я боюсь бабочек, или высоты, или летать самолетом - как об этом можно забыть, да? На самом деле, можно, и это один из способов. Вот тут боюсь - а тут не боюсь, а тут вообще рыбу заворачивали. Избавиться от фобии, допустим, нельзя - но можно сократить отведенную ей территорию, задвинуть ее в угол, загородить диваном, сделать почти невидимой, несуществующей. Дома боюсь - а на балконе не боюсь, во дворе боюсь - а на радиополе не боюсь. Это не те бубухи, не страшные, можно не бояться.