kot_kamyshovyj (kot_kam) wrote,
kot_kamyshovyj
kot_kam

Category:

О проблеме учителя

Чтобы было понятней, что я имею в виду. Я вот уже не у первого автора вижу упоминание о таком школьном задании, как "дневники". Очевидно, в современной американской школе это вообще стандартная часть программы обучения словесности (там, по крайней мере, в средней школе, нет отдельных предметов "англ. яз." и "лит-ра", как у нас, это единый предмет - что, в целом, логично: и развитие речи, и грамотность, и основы грамматики (насколько уж они там есть), и изучение родной литературы - все это идет в комплекте). Где-то в первой половине средней школы, лет в 10-12, детям дают задание: вести дневник. Очевидно, с дополнительными заданиями: написать о том, написать об этом. [Spoiler (click to open)]На самом деле, регулярное ведение дневника - превосходный метод развития письменной речи: когда человек постоянно пишет о чем хочет (то есть не вымучивает из себя "ну что бы такого написать-то?"), и при этом старается рассказывать о каких-то событиях, записывать смешные или впечатлившие его случаи, выражать словами свои эмоции, проговаривать суть конфликтов и так далее. Как минимум он научится связно выражаться письменно (а это совсем не то же самое, что говорить устно). Как максимум у него разовьются способности литератора: не обязательно из него выйдет писатель, но и журналисту, и переводчику, и всем остальным людям, работающим с текстами, это тоже необходимо.

В сущности - ничего такого, чего каждый из нас не делал бы в соцсетях практически ежедневно, добровольно и с песнями. Но. Но. Даже взрослые люди в соцсетях пишут разное. И в соцсетях для этого существует система подзамков с разными уровнями доступа, вплоть до "видно только мне". Ребенок десяти-двенадцати лет в дневнике может написать вообще что угодно. Что-то стыдное, что-то страшное, что-то, за что его засмеют, просто что-то слишком личное и болезненное, о чем никому бы рассказывать не стоило. И вот тут, конечно, все зависит от учителя. Его дело - определить, что можно зачитать вслух перед классом, что можно обсудить с ребенком наедине, чего вообще лучше не трогать, потому что он написал с разгону о том, чем отчаянно хотелось поделиться, а теперь жалеет, что вообще об этом заговорил. Для этого мало знать абстрактную детскую психологию - для этого надо знать и данного конкретного ребенка, и отношения в классе в целом: то, что в одном коллективе обсудить нормально, в другом станет предметом насмешек; те признания, которые одному ребенку сойдут с рук - другого за это засмеют и затравят... Я уж молчу о том, чтобы зачитывать эти самые дневники вслух все подряд, высмеивая дурацкие признания и грамматические ошибки. Ну, и изначально уровень доверия к учителю должен быть такой, чтобы ребенок думал, о чем он хочет написать, а не о том, что бы такого намарать для отмазки, чтобы училка отвязалась и не лезла. Я думаю, что если бы такое задание дали в нашем шестом "Б", я, скорее всего, оказался бы едва ли не единственным, кто всерьез решился бы вести дневник напоказ учительнице. Это при том, что у нас в целом учителя были нормальные, и соображали, что можно зачитать вслух, а чего не стоит - иные мои сочинения по степени откровенности бывали ничем не хуже дневника, и меня, надо сказать, никто ни разу не подставил. Но все равно: большинство моих одноклассников жизнь уже научила не откровенничать.

И вот такого рода ситуации в школе встречаются регулярно. От учителя зависит очень многое, и какая-нибудь дура-училка запросто может одной меткой фразой навсегда отбить у человека охоту заниматься тем, что могло бы стать делом его жизни. Хотя, конечно, в этом плане у родителей возможностей намного больше.
Tags: Педагогическое, Рассуждения дилетанта
Subscribe

  • Филип Гласс

    Я хотел поговорить о композиторе Филипе Глассе. Хотя это совершенно не моя тема: в музыке я смыслю чуть больше, чем в математике, а в математике я не…

  • Feigr (fey) - заметки к эссе

    Пометка на будущее: написать исследование с сопоставлением германского feigr (fey) и русского "ебанулся". Некоторые переводы зазвучат совершенно…

  • Люди Ютуба

    Предвидя взрыв негодования, заранее предупреждаю: да, я намеренно перегнул палку, преувеличил и заострил. На самом деле не все так однозначно и все…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 47 comments

  • Филип Гласс

    Я хотел поговорить о композиторе Филипе Глассе. Хотя это совершенно не моя тема: в музыке я смыслю чуть больше, чем в математике, а в математике я не…

  • Feigr (fey) - заметки к эссе

    Пометка на будущее: написать исследование с сопоставлением германского feigr (fey) и русского "ебанулся". Некоторые переводы зазвучат совершенно…

  • Люди Ютуба

    Предвидя взрыв негодования, заранее предупреждаю: да, я намеренно перегнул палку, преувеличил и заострил. На самом деле не все так однозначно и все…