kot_kamyshovyj (kot_kam) wrote,
kot_kamyshovyj
kot_kam

Category:

Об информационной гигиене



Я не стану говорить о том, как сложно нынче отличать правду от лжи и факты от фейков. Это вы все и сами знаете. Я хочу поговорить о том, что можно и нужно с этим делать.

Конечно, можно сказать, что ничего с этим делать не надо. Умный Человек (ну, в смысле, я и узкий круг сопричисленных) уж найдет способ разобраться, а быдлу все равно, оно так и будет ловиться на яркие побрякушки, ему нужна не правда, а занятные байки. На самом деле - нет. Дальше будет все хуже и хуже. Критерии опознания фейков, сформулированные лет пятнадцать назад, сейчас зачастую уже не работают. И "быдло", на самом деле, такие же люди, и в значимых для себя ситуациях правдивой информацией они дорожат не меньше высоколобых интеллектуалов. Я думаю, проблема в основном в том, что ситуация новая и мы (не мы, интеллектуалы, а мы, общество в целом) просто не научились еще жить в мире, перенасыщенном информацией - как люди столетней давности еще не умели правильно вести себя на улицах, по которым несутся автомобили. С тех пор изобрели регулировщиков, светофоры, дорожные знаки, ПДД - и, в целом, подавляющее большинство из нас имеет все шансы прожить жизнь, ни разу не попав под машину. Я думаю, что и с информацией со временем произойдет то же самое. Но как для безопасности на дорогах необходимо сотрудничество водителей, властей и пешеходов, так и для информационной безопасности необходимо взаимодействие всех участников процесса.

Мне кажется (ИМХО), что начать необходимо с информационной гигиены, которую нужно прививать всем. Точно так же, как детей с младенчества приучают вытирать попку, мыть ручки, чистить зубки, вот так же нужно приучать работать с информацией. Естественно, что Умные, Интеллектуальные Люди со своими детьми уже это делают - и, в общем, делали это всегда, еще до наступления компьютерной эры. Но увы, так это не сработает. Ну, мне так кажется (еще раз ИМХО). Соблюдать информационную гигиену в одиночку - примерно то же самое, что в одиночку соблюдать гигиену где-нибудь в общежитии. Сколько ни мойся, ни умывайся, а если у всех соседей по койке вши и чесотка, у тебя рано или поздно тоже будут вши и чесотка. И даже если замкнуться в своем уютном информационном пузыре и не пускать никого, кроме единомышленников, рано или поздно тараканы и клопы от соседей все равно наползут. Морить клопов надо во всех помещениях сразу. Вести пропаганду, развешивать плакаты, бороться, как сто лет назад боролись с дикостью и грязью.



Рано или поздно это сработает, потому что люди на самом деле не любят быть грязными, и люди не любят быть лохами, которых водят за нос. Если они соглашаются на это, то не потому, что их все устраивает, а потому, что они не замечают, как грязно вокруг, или думают, что навести чистоту слишком сложно и дорого. Но человек, которого уже приучили регулярно принимать душ и менять белье, согласится предпринять нефиговые усилия ради того, чтобы не ходить грязным. А человек, который приучен получать точные и правдивые ответы на свои вопросы, согласится предпринять сравнимые усилия, чтобы отфильтровать лапшу с ушей.

И да, это не должно быть отдельным школьным предметом. Ни в коем случае. Все, что преподается как предмет и сдается на оценку, забывается в два счета. Работа с информацией должна быть не предметом, а принципом преподавания. Как в преподавании прошлого века - "научная картина мира", на которой строились все программы по предметам, и которая худо-бедно, а на выходе-то в головы внедрялась (и даже у самого тупого и наивного нашего современника какие-то основы этой картины есть - иначе бы нас так не бесили ситуации, когда она явно отсутствует). Вот принципы безопасной и продуктивной работы с информацией точно так же должны быть фоном и внедряться постоянно, начиная даже не с детского садика, а с педучилища и пединститута, где учатся будущие воспитатели и педагоги. Чтобы выпускник средней школы уже умел самостоятельно фильтровать получаемые извне сведения, не дожидаясь, пока ему разжуют и положат в ротик то, что он должен считать правильным. Пусть средний выпускник элитной школы делает это на отлично, а средний выпускник обычной районной школы - на двойку, но сам! Двойка уже лучше, чем ничего.

О чем я говорю? Ну вот, например, я считаю необходимым в наш век относительно любой информации сразу оценивать источник. И явным образом указывать, откуда она получена. И, опять же, речь не об информагентствах, у них свои интересы. Речь о том, чтобы человек - любой гражданин и пользователь соцсетей, - любую мало-мальски значимую информацию сразу, машинально помечал: откуда ему это известно? Вот у нас, людей докомпьютерной эпохи, в голове куча информации свалена под табличкой "Я это просто знаю" или там "Ну все же знают". Вот по-хорошему, такого быть не должно. Понятно, что полностью это изжить не удастся, но к этому надо стремиться (имея в виду, что оно, разумеется, недостижимо, но это еще не повод не стараться). Нет, я не говорю, что человек должен помнить, откуда конкретно он это взял, вплоть до точного адреса сайта. Хотя подозреваю, что когда это станет значимым, и такие люди тоже появятся, и это будет повод гордиться собой, как в наше время - знание наизусть какого-нибудь классика. Я говорю о более простых вещах: оценке общей достоверности источника. С градацией вида:

Я это видел своими глазами, и я специалист (скорее всего, понял, что происходит).
Я это видел своими глазами, но я не специалист (мог понять неправильно).
Я знаю об этом от специалиста.
Я знаю об этом от очевидца-неспециалиста.
Я об этом знаю в пересказе через третьи руки.
Я об этом читал в авторитетном источнике.
Я об этом читал в художественной литературе.
Мне об этом пацаны во дворе рассказали.
Это мое личное мнение, мои собственные выкладки (основанные на ...?)
Я знаю об этом из источника, который явно заинтересован в манипуляции моим мнением.

Это все выглядит куда страшнее, чем может быть на самом деле. Я, например, все свои рассуждения по части психологии или биологии, которыми я интересуюсь как дилетант, стараюсь снабжать предупреждением, что это ИМХО дилетанта - именно для того, чтобы мои читатели могли оценить степень вескости моих рассуждений и не придавали им больше веса, чем оно того заслуживает.

Повторю еще раз: это только один из аспектов общей информационной гигиены. Еще пятьдесят лет назад степень достоверности информации оценивали за нас, а мы просто слепо полагались на надежный источник ("В газете зря не напишут"), иной раз и напрасно. В любом случае, больше на это рассчитывать не приходится, сами-сами.

И вот еще несколько таких правил (которые уже потихоньку самозарождаются и выкристаллизовываются), и я думаю, что нам удастся-таки наладить относительно надежную систему обмена информацией, пригодную для компьютерной эры. И повторю еще раз: важно, чтобы это соблюдали все. Чтобы несоблюдение таких простых правил было таким же неприличным, как нестираные трусы и вонючие подмышки. Чтобы над человеком, который не умеет аккуратно обращаться с информацией, культурные люди смеялись, как сейчас смеются над тем, кто путает -тся и -ться. Тем более, без владения орфографией в наше время прожить можно распрекрасно, а без информационной опрятности - увы, нет. Любой, кому в ленту подкидывали информационную какашку в виде лживых перепостов или сборов на несуществующий собачий приют, рано или поздно это осознает.
Tags: Педагогическое, Психоложество, Рассуждения дилетанта
Subscribe

  • (no subject)

    Ой, ну вот, докатился! "Пневмопочта - самая несправедливо забытая технология прошлого века"! Нашего, нашего века, у них там еще 1964! * * * "Так они…

  • Рабочее

    На самом деле, занятная книга (не столько с точки зрения читателя, сколько с точки зрения переводчика). Типичный производственный роман середины…

  • Тихий час

    Тут сейчас знакомая в комменты к картинке про "Высыпитель" написала, что в детстве воспринимала тихий час в детсаду и в лагерях…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 117 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • (no subject)

    Ой, ну вот, докатился! "Пневмопочта - самая несправедливо забытая технология прошлого века"! Нашего, нашего века, у них там еще 1964! * * * "Так они…

  • Рабочее

    На самом деле, занятная книга (не столько с точки зрения читателя, сколько с точки зрения переводчика). Типичный производственный роман середины…

  • Тихий час

    Тут сейчас знакомая в комменты к картинке про "Высыпитель" написала, что в детстве воспринимала тихий час в детсаду и в лагерях…