kot_kamyshovyj (kot_kam) wrote,
kot_kamyshovyj
kot_kam

Categories:

Ад для перфекционистов (о ненависти к модерну)

в аду для перфекционистов
ни серы нету ни огня
а лишь слегка несимметрично
стоят щербатые котлы

На экскурсии в особняке Носова были, естественно, в основном поклонники модерна. Бурно обсуждали тот факт, что многие современники модерн не воспринимали, считали уродливым, отвратительным. Экскурсовод цитировала сакраментальный отзыв Чуковского об особняке Рябушинского:

"Самый гадкий образец декадентского стиля. Нет ни одной честной линии, ни одного прямого угла. Все испакощено похабными загогулинами, бездарными наглыми кривулями. Лестница, потолки, окна - всюду эта мерзкая пошлятина. Теперь покрашена, залакирована и оттого еще бесстыжее".

Все возмущались, недоумевали: ну как так можно?! Как можно было не видеть этой красоты?!

А по-моему, это же самое интересное. Когда человека так бомбануло на почве эстетики, всегда интересно попытаться понять: почему бомбануло-то? Чем его так уязвили в нежное место эти злосчастные кривули? Если мы угадаем правильно, мы многое поймем не только об этом человеке, но и о том стиле, который его бесит.

Понятное дело, помимо политических причин. Модерн - излюбленный стиль московского купечества, ненавистного врага восставшего пролетариата, на чьей стороне был Чуковский. В принципе, других-то причин можно и не искать: для Корнея Ивановича это плохо уже потому, что это было хорошо для Степана Павловича.

Но если так подумать... Насколько я помню, Чуковский вырос в Одессе, выбрался чуть ли не из самых низов. И для него образцом, тем, к чему следует стремиться, была классика. Симметрия, четкие линии, выверенные пропорции, фасады, вычерченные линейкой и циркулем. Прочность, простота и необходимость, возведенные в идеал (подобно тому, как восхищались "безупречной белизной" античных мраморов, с которых за тысячелетия попросту осыпалась краска). Все кривое для Чуковского было косым, дрянным, ненадежным. Кривулины - это развалюха, это мещанский домишко, выстроенный вкривь и вкось, это убогость и нищета, это надлежало немедленно снести и заменить прекрасными новыми зданиями.

Создатели модерна и обитатели этих сказочных особняков классической симметрией наелись уже вдоволь. Их влекла другая простота: простота естественных линий, простота дерева и цветка. Прямое и симметричное мертво, кривое - растет и развивается, бесконечно отклоняется от вертикали и снова возвращается к ней же, как ни в чем не бывало. И они таки могли себе это позволить. Достижения современной техники уже позволяли сделать окно не прямоугольным либо круглым, а каким захочется. И с вот такими вот рамами. Просто потому, что можем. И нет, не рухнет и не перекосится, мы знаем, что делаем. Ну, такое. Можно не чертить по линеечке, можно повторить изгиб волны или лепестка, можно сделать дом, балкон, стул или ручку не круглыми и не прямоугольными, а удобными.

Вот, посмотрите на эту ручку.



Это ручка от выдвижного ящика буфета. Видите, она чуть-чуть кривовата? Как будто ее второпях своротили набок. Это ручка от правого ящика, а ручка от левого ящика чуть-чуть свернута в противоположную сторону. Видимо, создатель буфета рассчитал, что человек обычно подходит к буфету по центру, и ящик тянет не перпендикулярно, а на себя, чуть вбок. Так что и ручка должна быть не прямой, а чуточку скошенной. Я не знаю, выполнял ли он какие-нибудь сложные расчеты или просто слегка скособочил на глазок. Но из этого, в конечном счете, вырос весь современный эргономичный дизайн. Когда дизайнер тщательно выверяет высоту, кривизну и выпуклость боков бутылочки для йогурта или пузырька для шампуня.

Но для человека, привыкшего к симметрии, это да, ад и щербатые котлы. Которые стоят чуть-чуть несимметрично, ровно так, чтобы хотелось подвинуть на пару сантиметров, а не выходит. Бр-р, даже представить жутко! Тут всякого бомбанет.

И второй образчик того же дизайна - бутылочка для духов. Экскурсовод с собой принесла и дала повертеть в руках.



Горизонт не завален: она просто так стоит. Ну, вы поняли. Похабные загогулины.

На самом деле, что меня больше всего удивило - просто-таки порвало шаблон, - это то, что я внезапно осознал, что владельцами всех этих эльфийских домиков были в основном купцы. И половина из этих купцов были староверы. Я про староверов кое-что знаю, но они мне всегда представлялись такими исконными-посконными, насквозь традиционными. Отнюдь не удобопреклонными ко всяким новшествам. При этом именно они заказывали и оплачивали все эти кривулины (выстроенные по последнему слову техники!), спускались по этим загогулистым лестницам, смотрели в эти окна и вешали шубы и шапки на замысловатые крючки. Нет, я понимаю, что это были далеко уже не те же самые староверы, что их деды и прадеды, поднимавшие с нуля фамильный бизнес. Но все равно, все равно!..
Tags: Искусство, Психоложество, Рассуждения дилетанта
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 34 comments