kot_kamyshovyj (kot_kam) wrote,
kot_kamyshovyj
kot_kam

Categories:

Люди Ютуба

Предвидя взрыв негодования, заранее предупреждаю: да, я намеренно перегнул палку, преувеличил и заострил. На самом деле не все так однозначно и все это стоит воспринимать cum grano salis. И тем не менее...

Уходят люди Книги, приходят люди Ютуба. Люди, которым сложно читать статью в википедии, потому что там слишком много букв, зато не влом посмотреть пятиминутный ролик на ту же тему. При этом, заметьте, не факт, что они не читают. Еще как читают - более того, они еще и книги покупают почаще нас: люди, выросшие с планшетом в руках, видят существенную разницу между буковками на экране и пачкой бумажных страниц в переплете, хотя содержание вроде как одинаковое. Просто для них это не основной источник информации, а милое, чуточку архаичное хобби, вроде верховой езды или заучивания стихов наизусть. Но ведь очевидно, что даже самый страстный лошадник в утилитарных целях, если ему надо быстро попасть из пункта А в пункт Б, выберет не лошадь, а поезд или самолет. Вот и люди Ютуба, когда им нужно не посидеть с книжечкой, а просто получить информацию, выберут не печатный текст, а ролик. И не книгу, а курс лекций, записанных на видео.

Это не плохо и не хорошо, это просто смена эпох. Это нам сейчас кажется, что книга, письменный, печатный текст, основным источником знаний была всегда. А на самом деле - нет, и не так уж давно она им стала. Для меня в этой ситуации как раз самое забавное, что классическая Греция, долгое время бывшая основным источником книжной культуры для всей Европы, начиная с Рима, сама на книгу смотрела довольно косо. Да, это, конечно, знание, но такое себе знание, второсортное... вроде роликов с Ютуба. Нет, книги-то они писали, иначе откуда бы мы сейчас об этом знали (кстати, книги писали не все: у пифагорейцев, например, изначально с записыванием Учения было строго); но вообще книга была не более чем подпоркой. Настоящее-то знание можно получить только изустно, от учителя. Книга - она что? Ее не переспросишь, она не разъяснит, что в ней написано, то и написано, сколько ни читай, ни единой новой буквы не вычитаешь. Какое же это знание? Так, для бедных. Это не значит, что у греков не было книг. Были, даже две, "Илиада" и "Одиссея". Все книжное образование строилось на них. Далеко не факт, что всякий культурный грек знал их обе наизусть, но что любой мог их цитировать и опознавал цитаты - это точно. Платоновский Сократ цитаты из Гомера приводит по любому поводу, как интеллигентный русский - цитаты из "Евгения Онегина"; но для русского "Онегин" - художественная литература, и только, а Сократ на Гомера ссылается в подтверждение своих мыслей, как мы бы сослались на научный источник: раз у Гомера сказано, значит, точно так и есть. Короче, нет, книги были; но задачей любого образования было перевести книжный текст в знание, хранящееся в голове и доступное по первому запросу. Как сейчас врачей не учат по книгам: книги - только подспорье, а по-настоящему медицине можно выучиться только на практике, под руководством наставника, на живых пациентах, - точно так в античности учили всему. То есть вся вот эта античная наука, философия, что до нас дошла - не более, чем сухой слепок живого слова, живой личности учителя, и в письменный текст перевели едва десятую долю того, что говорилось на самом деле.

В этом смысле мы, наверно, возвращаемся назад, к античности. Но, разумеется, лишь отчасти. Полного возврата к той докнижной культуре, культуре живого общения, быть не может по тысяче причин. Как минимум потому, что современный учащийся должен в короткие сроки усвоить огромные объемы информации - даже у тех культур, где образование предполагало заучивание наизусть устрашающего количества текстов, объем этих текстов, на самом деле, несопоставим с обычной школьной программой (ужасно не то, как этого много, а именно то, что все наизусть). Опять же, и память у современного человека не та, даже у ребенка - мы не представляем, как можно выучить наизусть "Илиаду" или Коран, потому что просто не понимаем, для чего это нужно. Современный человек и коротенький стишок-то наизусть выучить ленится, потому что ну зачем? Вот же смартфон, вот интернет, вот вам ваш стишок. Его голова, как современный компьютер, не хранилище информации, а не более, чем интерфейс для доступа ко Всемирному Информаторию, где по умолчанию намного больше всего, чем можно затолкать на жесткий диск. Ну, и потому, что живых наставников нужного уровня на всех желающих не хватит. Лекция на Ютубе - не совсем то же самое, что живая лекция. Классическое докнижное образование - это образование элитное, образование не для всех, только для того, кто может угрохать десятки лет на общение с наставниками и/или заучивание текстов (и в результате займет свое законное место на вершине социальной пирамиды, будь он индийский брамин, ирландский друид или исландский законоговоритель). Ютуб делает элитные лекции в лучших вузах мира доступными всем, кто способен их воспринять.

Но однако в каком-то смысле, на новом уровне, мы возвращаемся к тому же. Не книжная премудрость, которую ученик пассивно воспринимает наедине с собой, в меру своих способностей, как понял, так понял, а интерактивность, непрерывное взаимодействие с наставником и соучениками. То, что текстовый канал передачи информации, в отличие от аудио-визуального, позволяет воспринимать информацию так, как тебе удобно, в твоем темпе (почему, собственно, мы, книжные, так бесимся, когда нам вместо инструкции предлагают ролик), для них, видимо, второстепенно и не столь важно.

Да, с информацией в таком формате неудобно работать. Нельзя поиском найти нужное место и быстро просмотреть, например... Но что такого? В конце концов, самим этим возможностям работы с текстом не так уж много лет, и развивались именно они, очевидно, потому, что в сети тоже долгое время преобладала информация в текстовом виде, а всякие там видео и аудио были редки и использовались больше для развлечения. Прочитать статью про тихоходок - это серьезно, посмотреть ролик - забава для детей, чтобы малыши не соскучились читать. Искать в пятиминутном ролике те три фразы с конкретными данными было просто никому не надо. Теперь ситуация разворачивается в противоположную сторону. Посмотреть видео - это серьезно, это по делу, по работе, для учебы, перед экзаменом; почитать книгу - это интеллектуальное развлечение для свободного вечера. И инструменты для работы с информацией в видео и аудиоформате постепенно развиваются. Уже сейчас люди, записывающие лекции или интервью, выкладывают своеобразное оглавление: на 1.45 - то-то, на 2.05 - то-то, и так далее по всему ролику; не хочешь смотреть полуторачасовое интервью - посмотри те два куска по три минуты, которые тебя интересуют. Функции автоматического поиска по видео до сих пор нету потому, что она была не особо и нужна; а к тому времени, как людям Ютуба, которым сейчас 16-25, исполнится лет 35-50, и они займут в социуме то место, которое пока занимаем мы, думаю, уже все будет.

Настоящая сложность не в этом, а в том, что это другое устройство мозгов. Людям устной культуры с книжниками тоже было непросто, но там хоть понятно было, что это умники и элита. А нам-то что делать, если для нас человек некнижный, нечитающий по умолчанию - дурачок, невежда, illiteratus? Что делать с образованным человеком, который при этом мыслит не текстами, а картинками и голосовыми сообщениями? Как он вообще мыслит? Как с ним взаимодействовать? И самое страшное - как его обучать, если с нашей точки зрения лучшее обучение - написать простыню на десять экранов?
Tags: Педагогическое, Рассуждения дилетанта, Филологическое
Subscribe

  • Эпическая поэма

    Вот тут ivanov_petrov спросил, какие вы можете назвать мертвые формы культурной жизни. Такое, чтобы вот раньше процветало, а теперь…

  • Филип Гласс

    Я хотел поговорить о композиторе Филипе Глассе. Хотя это совершенно не моя тема: в музыке я смыслю чуть больше, чем в математике, а в математике я не…

  • Feigr (fey) - заметки к эссе

    Пометка на будущее: написать исследование с сопоставлением германского feigr (fey) и русского "ебанулся". Некоторые переводы зазвучат совершенно…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 149 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Эпическая поэма

    Вот тут ivanov_petrov спросил, какие вы можете назвать мертвые формы культурной жизни. Такое, чтобы вот раньше процветало, а теперь…

  • Филип Гласс

    Я хотел поговорить о композиторе Филипе Глассе. Хотя это совершенно не моя тема: в музыке я смыслю чуть больше, чем в математике, а в математике я не…

  • Feigr (fey) - заметки к эссе

    Пометка на будущее: написать исследование с сопоставлением германского feigr (fey) и русского "ебанулся". Некоторые переводы зазвучат совершенно…