kot_kamyshovyj (kot_kam) wrote,
kot_kamyshovyj
kot_kam

Category:
Один из моих православных френдов в очередной раз завел дискуссию по поводу основ православной культуры в школе. Мое собственное мнение по этому поводу было довольно противоречивым – высказывался я и за, и против… На этот раз я говорил против, но вот только теперь четко сформулировал, что же я пытался сказать в той дискуссии.

Так вот. Говоря о необходимости преподавания того или иного предмета в школе, нужно прежде всего четко и однозначно ответить себе на вопрос: для чего мы беремся его преподавать, и какого результата хотим добиться? Вопрос этот, разумеется, сложен и неоднозначен, но я имею в виду всего два варианта ответа. Если речь идет о предмете, который необходимо – именно необходимо, а не «желательно» или «полезно», - знать всем и каждому, независимо от желания и способностей каждого конкретного ученика, тогда его имеет смысл преподавать в школе. При этом следует учитывать, что у большинства учащихся на выходе останется в голове процентов десять того, что в эту голову пытались вложить. Плюс стойкое отвращение к самому предмету.

Взять, скажем, физику. Начальные знания по физике необходимо иметь каждому обывателю. Следует знать о принципе сообщающихся сосудов, о том, что вода кипит при ста градусах (и нефиг делать газ посильнее, суп от этого быстрей не сварится!), о том, при каких условиях тебя может шарахнуть током, и так далее. Вот примерно это мы все и знаем. Есть, конечно, дебилы, которые лезут в воду, сунув туда пару мощных электродов, но они дебилы и есть, их можно вынести за скобки – впрочем, естественный отбор сделает это за нас. Все это мы проходим еще в начальной школе на природоведении, в средней школе, на уроках физики, под это подводят теоретическую основу, и в таком-то виде оно, сэм-восэм, в головах и задерживается. Кому надо больше – те дотянут до вуза, с грехом пополам сдадут вступительные экзамены, а уж там им разложат по полочкам то, что в школе объясняли через жопу. Остальные с физикой во взрослом состоянии связываться не станут, хоть ты ее им сахаром облепи. То же самое с математикой. Что мы все знаем и используем в быту? Четыре действия арифметики, дроби (в основном десятичные, так они и проще, чем простые), округление, немножко пропорций, чуть-чуть геометрии. Остальное ушло в помойку – у всех, кроме тех, кто на этом специализировался в вузе. Математика? Ужос-ужос-ужос!!! То же – с грамматикой. Простейшие правила плюс интуиция, и по доброй воле – ни на шаг. То же – со всем остальным, вплоть до какого-нибудь ОБЖ. Будь оно, на самом деле, хоть супер-дупер-интересно – мы и близко не подойдем к тому, что проходили в школе (если нам не повезло столкнуться с этим за ее пределами). У нас прививка, мы это В ШКОЛЕ ПРОХОДИЛИ.

Поэтому, если мы хотим сделать какой-то предмет интересным. Если мы хотим внушить интерес и тягу к нему. Если мы хотим просто «дать понятие о предмете», чтобы человек заинтересовался, начал думать сам и захотел узнать больше… ИЗБАВИ ВАС БОГ включать этот предмет в школьную программу! В виде обязательного ли, или в виде факультативного – неважно. Школьная администрация, как правило, не имеет обыкновения ждать милостей от природы в лице учеников. Если на хор ходит пятеро учеников из пятисот – недостающих загонят палками. Если факультативом по ОПК интересуются шестеро из пятисот, трое из которых и так знают о православной культуре больше, чем написано в учебнике – на факультативе будет сидеть полшколы несчастных, которых насильно оставили после уроков и которые мечтают сбежать играть в футбол. Это будет называться «элективный курс». Вы правда хотите, чтобы так оно и было? Вы представляете, что будут думать эти дети о православной культуре?

Конечно, я перегнул палку. ПТО (пять тысяч оговорок – (с)). Есть вообще чудные школы, где учиться интересно. Этакие «школы в Кармартене». И там, действительно, сумеют хоть таблицу логарифмов преподать так, что у учеников слюнки потекут. Если вы учились именно в такой – так вот, знайте: не везде так. На всю Москву таких школ… сколько, штук десять? Двадцать? А сколько в Москве всего школ, несколько тысяч? А сколько таких школ не в Москве? Есть чудные ученики, которым все-все-все интересно. Которые самый тупой и нудный учебник читают, как «Занимательную физику» Перельмана, и выуживают оттуда кучу интересного. Если вы были такой – так не все такие, увы. Это вам свезло. И почти в любой школе, где учителей больше пяти, найдется хотя бы одна гениальная учительница начальных классов. Которая сумеет довести детей от первого класса до четвертого, не отбив тягу к знаниям. Или один гениальный предметник. Который на уроках по Маяковскому заставляет детей полюбить Маяковского. Который на математике заставляет понять, что математика куда шире и интереснее, чем нудная таблица умножения. К которому на уроки музыки бегут, как на концерт модной группы. Один или два. На всю школу. В моей последней школе их было двое, физик и литератор (говорили, еще чертежник был классный, но в старших классах черчения не было). В моей предпоследней не было ни одного, вот не склалось. Таких учителей следует рассматривать как чудо и нечаянный дар Божий. И ни в коем случае не ориентироваться на то, что такие будут все. Или хотя бы половина. Ориентироваться стоит на то, что девять из десяти учителей, которые будут преподавать интересующий вас предмет – несчастные унылые или озлобленные существа, которые попали в школу только потому, что никуда больше их не взяли. Может быть, я вру. Может быть, не девять из десяти, а восемь или семь. Может, даже пять из десяти, остальные нормальные люди. Но ориентироваться лучше на девять из десяти, так вернее.

А что делать, извините? Должны же люди иметь представление о православной культуре (мировой художественной культуре, истории Москвы и ста двадцати пяти других вещах, о которых должны иметь представление интеллигентные люди)? Это, блин, стереотип мышления такой: в школе дают знания, если хочешь дать знание всем – впихай его в школьную программу, она резиновая, чё. Ну, во-первых, не то, чтобы должны. Скажем так: лучше бы как-то сделать так, чтобы они ЗАХОТЕЛИ получить представление обо всем этом. А не вливать полезные и интересные сведения с помощью клизмы под названием «обязательная школьная программа». А во-вторых, чтобы захотели, надо это как-то сделать так, чтобы подальше от школы. Чтобы со школой не ассоциировалось вообще. Если в школе это запретят – было бы неплохо, но хорошо бы еще, чтобы это было еще и интересно. Хотите, например, чтобы дети интересовались украинским языком – не надо, блин, количество часов в программе увеличивать. Крутите фильмы на украинском. Не уныло-патриотические, а классные, голливудские. С классным переводом, а не с титрами, от которых зрители в истерике катаются по полу. Книжек наиздавайте на украинском. И не классиков, которые в школе задолбали, а «Гарри Поттера» переведите на украинский. Классно переведите, лучше «Росмэна» (это нетрудно), и дотацию дайте. Чтоб на русском «Гарри Поттер» стоил сорок гривен за том, а на украинском – десять или пять. И все, и отойдите в сторону. Как бы ни хотелось проконтролировать результат. А то спугнете.

С ОПК то же самое. Там в дискуссии прозвучало, что вот, мол, без ОПК «Лето Господне» Ивана Шмелева читателю непонятно будет, там все на православной культуре основано. Тридцать три ха-ха. Во-первых, конечно, ради того мы и основы православной культуры вводим, чтобы деткам потом Шмелева с Лесковым читать было способнее. А вовсе не для того, чтобы скормить им хоть ложечку православия, чтобы хоть на язык попробовали, с чем его едят... А во-вторых, ребята, я, человек изначально от православной культуры весьма далекий, именно из Шмелева узнал о православной культуре и традициях в десять раз больше, чем узнал бы из любой специальной познавательно-образовательной литературы. Узнал И запомнил. Не для экзамена, а для себя. Потому что учебники и пособия, вы уж меня извините, колеблются между дебильным сюсюканьем и суконной канцелярщиной, сдобренной фальшивым пафосом (ПТО), а у Шмелева – от первого лица, талантливо, искренне и за душу берет. Вот да, вот если будут такие книжки, только детские – не нарочно написанные, как всякого рода «православная литература для детей», над которой время от времени ЖЖ потешается, сусально-карамельная, со вкусом микстуры от кашля, а настоящие книжки, искренние, вроде советских книжек про революцию и героев войны - тогда основам православной культуры учить не придется. Они приживутся сами. Не будет таких книжек – вводи ОПК, не вводи… Если ввести – вырастет, скорее всего, поколение стихийных атеистов, ненавидящих все это лютой ненавистью.

И оставьте уже в покое школьную программу, она и так по швам трещит и из ушей лезет.
Tags: Несвоевременные мысли
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Филип Гласс

    Я хотел поговорить о композиторе Филипе Глассе. Хотя это совершенно не моя тема: в музыке я смыслю чуть больше, чем в математике, а в математике я не…

  • ЖЖшное

    Так получилось, что весь этот месяц на фейсбуке я писал, и довольно много, а в ЖЖ нет. Проблема в чем: у меня внутри головы фейсбук и ЖЖ разошлись по…

  • Как шутили в Советском Союзе

    "Юбилейная речь Трудно представить себе, что этот чудесный писатель жив. Не верится, что он ходит по улицам вместе с нами. Кажется, будто он умер.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 50 comments

Recent Posts from This Journal

  • Филип Гласс

    Я хотел поговорить о композиторе Филипе Глассе. Хотя это совершенно не моя тема: в музыке я смыслю чуть больше, чем в математике, а в математике я не…

  • ЖЖшное

    Так получилось, что весь этот месяц на фейсбуке я писал, и довольно много, а в ЖЖ нет. Проблема в чем: у меня внутри головы фейсбук и ЖЖ разошлись по…

  • Как шутили в Советском Союзе

    "Юбилейная речь Трудно представить себе, что этот чудесный писатель жив. Не верится, что он ходит по улицам вместе с нами. Кажется, будто он умер.…