kot_kamyshovyj (kot_kam) wrote,
kot_kamyshovyj
kot_kam

Category:

Терри Пратчетт, цикл романов про Джонни Максвелла

Надо сказать, что Пратчетта я никогда не любил. Не то, чтобы мне его не рекомендовали, не то, чтобы я его не пробовал читать. И рекомендовали («Попробуй, тебе должно понравиться!»), и пробовал. Не понравилось. Особенно то, что связано с Магическим университетом, но и весь Плоский мир в целом. Больше всего мне не нравится его юмор. Он мне напоминает знаете что? Есть такой актерский прием: когда тебе надо выходить на сцену, в трагедии, там, или в мелодраме какой, а тебя, как назло, на хи-хи пробивает – надо за кулисами как следует просмеяться. Вот нарочно стоишь и смеешься. Секунд через десять обнаруживаешь, что смеяться тебе уже совершенно не хочется – ан нет, смейся дальше. И еще смейся. И еще. Через пару минут такого натужного хохота и захочешь – не засмеешься. Вот юмор Пратчетта (с моей точки зрения) именно такой. Когда я читаю про Магический университет, или про особенности жизни в Анк-Морпорке, мне все кажется, будто автор стоит надо мной и тыкает пальцем в страницу. «Вот тут особенно смешно, давай, смейся! Ты почему не смеешься? Ну-ка, скажи: «Ха-ха-ха!» Молодец. А теперь вот еще в этом абзаце смешно, смейся давай!» Не спорю, изредка, и, как правило, чем дальше к концу книги – тем больше из-под этого натужного, балаганного смеха пробивается и настоящий юмор, и вообще – настоящее. Но чтобы до него докопаться, надо сперва одолеть страниц сорок Офигительно Смешных Похождений Архканцлера Чудакулли, Животики Надорвете!

Да, ну так вот. К романам про Джонни Максвелла это все не относится. Они не «смешные». Они настоящие от первой и до последней буквы. По-настоящему смешные, до валяния под столом и боли в животе, и по-настоящему грустные, грустные до слез, и все это одновременно. Я говорю, в «Плоском мире» это тоже пробивается, но именно пробивается, местами и временами, а тут это лежит на поверхности с начала и до конца.

Джонни Максвелл – обыкновенный современный мальчишка, живущий в обыкновенном современном провинциальном городке, одном из тех английских городков, которые уже не деревня, но еще не настоящий город. Такой, знаете, славный маленький городок, в котором очень приятно заночевать в славной маленькой гостинице, но жить в нем – тоска и скука смертная. А расти в нем еще и очень и очень непросто, особенно если ты не какая-нибудь выдающаяся личность, а обыкновенный лузер, как приятели Джонни: скинхед-неудачник, или непризнанный хакер, или негр, который изо всех сил старается не быть типичным негритянским подростком, и даже бейсболку носит козырьком вперед (если вообще носит). Джонни, впрочем, сложнее всех: он, видите ли, все время из-за чего-нибудь переживает. Вот его подружка, Керсти – та, если видит проблему, сразу берет и решает ее. А он только и может, что переживать. И из-за этого вечно влипает во всякие истории. То мертвецам с местного кладбища позарез понадобится его помощь, то школьное задание по истории родного городка обернется путешествием в прошлое (и ничего прикольного в этом путешествии не будет, чтоб вы знали!), то сядешь в компьютерную игрушку пришельцев пострелять, а там… А самое обидное, если вдруг окажется, что ты ненароком совершил подвиг, то тебе за это ничего не будет. Просто никто не заметит, и даже те, с кем вместе ты его совершал, назавтра все забудут. Наверно, с настоящими подвигами так всегда и бывает?

Но главное – главное! – каким бы бредом ни обернулся очередной подвиг Джонни, какую бы чушь ни потребовала от него его дурацкая судьба, сам этот подвиг все равно будет настоящим, и выбирать и решать Джонни и его приятелям придется всерьез. Не в игре, даже если дело происходит именно в игре, не понарошку, не по-детски. При этом всегда можно повернуться, уйти и забыть. Сделать вид, что ничего не было. Мир от этого не рухнет, и ничего не изменится – напротив, вполне вероятно, что мир рухнет и вывернется наизнанку как раз оттого, что Джонни сделает то, что ему следует сделать. Другой бы, нормальный человек, может, и махнул бы рукой. Но Джонни же ненормальный. Он же переживает… И мир совершает очередной кульбит – и аккуратно встает на ноги.

Итак: «Джонни и мертвецы», «Только ты можешь спасти человечество», «Джонни и бомба». Насколько я понимаю, хронологический порядок именно такой, но, в сущности, читать можно в любом порядке, это самостоятельные произведения. Если кому интересно, и если кто не прочь смотреть кино на английском, есть еще английские сериалы, Johnny and the Dead и Johnny and the Bomb, которые можно скачать с “Пиратской бухты”. Сам я их скачал, но посмотреть успел только начало первой серии Johnny and the Bomb. Впрочем, ребята там правильные (как минимум на вид).

P.S. Всем заинтересованным лицам: Сыромятникова выложила новую главу!
Tags: Книжное, Чтиво
Subscribe

  • Бабушка и "скорая"

    Жизнь человека, ухаживающего за старичком или старушкой, которые одной ногой стоят в могиле и уже примериваются нырнуть туда целиком, исполнена…

  • Социализация и русская классика

    Размышляя над тем направлением, куда ушла одна из веток разговора в предыдущем посте, я внезапно понял как минимум одну из причин, отчего у нас…

  • Порядочность как физиологическая особенность

    Вот я знаю, есть как минимум больше одного исследования, показывающих, что религиозность - это особенность физиологии. У некоторых людей больше…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments