kot_kamyshovyj (kot_kam) wrote,
kot_kamyshovyj
kot_kam

Category:

Чему не учат в школе

История с ItHappens:

«На третьем курсе я жил в общаге. В те времена приезжали парни и девушки из маленьких приграничных городов с китайскими ноутбуками. Выбор объясняли просто: недорого, зато работает. Работали-то они работали, но вот часто у них горели сетевые адаптеры, и многие бегали и стреляли друг у друга эти шнурки.

Как-то раз с такой же просьбой забежала к нам соседка. На вопрос соседа о силе тока и совместимости девочка похлопала ушами и, вытянув мою зарядку от навороченного Делла, унеслась заряжать свой бук. Я же в то время пытался насытиться дошираком и не заметил пропажи. Через три минуты мы услышали характерный хлопок. Принеслась напуганная девушка, воскликнула: «Неа, не такой шнур», — кинула его на пол и умчалась к себе.

Как долго мне пришлось искать второй адаптер на мой бук, не имеет значения. Одно до сих пор не даёт мне покоя: факультет-то был радиотехнический, а девушка училась уже на третьем курсе!»

И это, между прочим, не анекдот, а горькая правда жизни. Глюковская подруга детства, сама та еще блондинка, но с мозгами – дай Бог каждому, - жаловалась на своих подчиненных, студентов или свеженьких выпускников: «Они такие… Им объяснишь все подробно, что надо делать, спрашиваешь – понял? Он кивает: понял. Подойдешь потом: да что ж ты делаешь-то! Я тебе что говорила? А ты что делаешь? А я не понял, что вы говорили про это…» Джамшуты русского происхождения, ага. При этом IQ у них, думаю, в порядке. 115 как минимум. А то и все 125. У них отсутствует та самая системность мышления, про которую не так давно Витус писал. Только Витус писал, что ее, якобы, воспитывают только у естественников, а это ерунда. Системное мышление должны воспитывать в школе. И более того, вся наша школьная система, вот со всей этой ее неподъемной программой, изначально именно под это и заточена. Она затем и громоздкая такая. От истории до математики, от физики до биологии – все, по идее, взаимосвязано и должно вкладывать в головы учащимся представление о том, что все в мире происходит не само собой, а вследствие неких причин, и более того, причины эти доступны для понимания (на школьном уровне они порой даже более доступны, чем на самом деле). Камень падает вниз вследствие земного притяжения, и вода течет под гору по этой же причине, а восстания происходят вследствие того, что верхи не могут, а низы не хотят, и так далее. И кто эту программу худо-бедно освоил – именно освоил, хотя бы на троечку, а не сдал-и-забыл, пусть даже на пятерочку, - у того системное мышление будет по умолчанию. Не в той степени, чтобы «объять необъятное», но хотя бы настолько, чтобы при столкновении с проблемой пытаться ее решить при помощи имеющихся знаний, а не метода тыка. Как говорил наш славный физик, Царствие ему Небесное: «Мне не нужно, чтобы вы знали физику! Если вам понадобится именно физика, вас ей и в институте выучат. Мне нужно, чтобы вы учились ДУМАТЬ!» Думать он нас и учил. Не знаю, всех ли выучил, но мне пригодилось.

Люди, которые на третьем курсе радиотехнического факультета в принципе не задумываются над тем, на какую силу тока рассчитан блок питания, не приучены именно думать. Они приучены решать задачи, это да, и задачи, особенно по готовым образцам, они щелкают как орешки. Но то, чему учат в школе (вузе, аспирантуре) – это одно, а в жизни все совсем другое. В жизни голову включать даже не обязательно. И это не школьная программа виновата, честное слово (именно поэтому десять новых курсов логики, статистики, теории вероятности, ОБЖ, ППЖ, ОТК и т.п. положения не спасут). Я смотрел их учебники, особенно для начальной школы: там все построено на примерах из жизни! Причем из реальной жизни, доступной городскому ребенку здесь и сейчас. И в режиме «решаю задачу» он их успешно решает. А в режиме «просто живу» он те же самые задачи решает… как бабушка велела. Или «как все, так и я». А вопросом «Почему надо именно так?» он даже и не задается. А что, можно было, да? Как будто у человека два отдельных мозга, один – для школы, другой – для жизни, они не пересекаются. Он даже сдачу в магазине проверяет не так, как в школе на математике (и в магазине, надо сказать, у него это выходит куда бойчее!)

Такое ощущение, что у людей, которые так устроены, детское и первобытное магическое мышление так и не переросло в логическое. То есть, с одной стороны, все в мире таки взаимосвязано, да. Бабушка умерла оттого, что я зеркальце разбила. Если у женщины первый мужчина был негр, то потом у нее от белого мужа могут родиться черные дети. С другой стороны, связи эти загадочны, непостижимы и… Логика? Какая логика, вы что? Британские ученые ставили опыты (шаман попрыгал с бубном, ага) и наглядно доказали, что… В школе учили? А при чем тут школа? Явление памяти воды доказано научно (Великий Знахарь сказал, что…)! А учить их можно до посинения. Хоть биологии, хоть физике, хоть статистике, хоть чему хошь. Все равно они будут огонь под кипящей кастрюлькой посильней делать, чтобы борщ быстрей сварился. И отказываться от прививок, потому что прочли в интернете страшную историю о поствакцинальном менингите.

И меня, собственно, интересует: а делать-то что? Как пробить эту каменную стену между тем, чему учат в школе, и жизнью? Менять школьную систему преподавания – не предлагать, меня интересует, что можно сделать здесь и сейчас, в той системе, которая есть (в конце концов, тридцать лет назад она же работала?)

Предлагать детям решать пожизневые проблемы на основе полученных в школе знаний? Так они, сцуко, верткие. Они уже научились, что главное – решить, а как – неважно. Они в интернетик слазиют, у бабушки спросят, с подружками посоветуются – и принесут на блюдечке готовое решение. На худой конец – обидятся, порыдают, устроят истерику, впадут в ступор, сделают все, чтобы от них отцепились. Только бы не думать, только бы не пускать в ход голову. Вот интересно, если такого человека загнать в ситуацию, где дело вообще швах, и без элементарных школьных знаний не выкрутиться никак, он начнет наконец думать? Или предпочтет сгинуть?
Tags: Воспитательское, Психоложество
Subscribe

  • Too prepared: экстремисты-выживальщики

    Продолжение разговора про too prepared. Френд пишет: "Англоязычная аудитория сразу поняла. (Хотя оценила по-разному). Выживальщики это. Знаете,…

  • Филип Гласс

    Я хотел поговорить о композиторе Филипе Глассе. Хотя это совершенно не моя тема: в музыке я смыслю чуть больше, чем в математике, а в математике я не…

  • Feigr (fey) - заметки к эссе

    Пометка на будущее: написать исследование с сопоставлением германского feigr (fey) и русского "ебанулся". Некоторые переводы зазвучат совершенно…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments

  • Too prepared: экстремисты-выживальщики

    Продолжение разговора про too prepared. Френд пишет: "Англоязычная аудитория сразу поняла. (Хотя оценила по-разному). Выживальщики это. Знаете,…

  • Филип Гласс

    Я хотел поговорить о композиторе Филипе Глассе. Хотя это совершенно не моя тема: в музыке я смыслю чуть больше, чем в математике, а в математике я не…

  • Feigr (fey) - заметки к эссе

    Пометка на будущее: написать исследование с сопоставлением германского feigr (fey) и русского "ебанулся". Некоторые переводы зазвучат совершенно…