kot_kamyshovyj (kot_kam) wrote,
kot_kamyshovyj
kot_kam

Categories:
В продолжение темы русского языка и литературы.

Мне вот тут написали, что “Основной смысл преподавания русского языка - научить выражать свои мысли хотя бы чуть лучше уровня "худо-бедно", и с соблюдением общепринятых правил”. Ну, вопрос соблюдения правил мы пока отложим, меня волнует первая половина, “научить выражать свои мысли”. Я тут задумался… возможно, я даже когда-то спрашивал уже, но все-таки: как вы считаете, насколько школьный курс русского языка (и литературы тоже, сочинения-то и там, и там писали) помог вам – именно вам, лично вам, - научиться выражать свои мысли? Вы научились этому именно благодаря ему, или вы и без него бы обошлись, или вы бы, может, и научились, но вы и без него всегда это умели, или вы до сих пор так и не научились, и никакие школьные курсы вам не помогли? Как вам кажется? И второй вопрос: а вы учились в обычной школе, или в каком-нибудь лицее-гимназии с литературно-гуманитарным уклоном? И снова: пожалуйста, не смотрите под кат, пока не ответите.

Сам я считаю, что у меня это выходит неплохо. Могло бы и лучше, но и так сойдет. Однако школа тут, по-моему, ни при чем. Я с детства хотел быть писателем, пытался что-то пописывать, главным ограничителем служило то, что мне физически трудно было писать ручкой (будь у меня комп или хотя бы пишущая машинка, возможно, из меня бы вышел вундеркинд-говнописатель, но, по счастью, компа у меня не было). Лет в двенадцать я решился сделаться писателем всерьез, и даже затеял писать нечто такое, реалистическое, “из жизни”, с довольно удачным воспроизведением деревенского просторечия (я хотел, чтобы деревенские говорили как на самом деле), то есть я уже тогда пытался работать со стилями. Потом, в девятом классе, я писал на уроках, на задних страницах рабочих тетрадей, которые у нас, по счастью, никогда не проверяли, приключенческий роман про Францию семнадцатого века (сломался на катастрофическом незнании истории и реалий, очевидном даже мне самому). Кроме того, с 13 до 21 года я ежедневно вел дневник, куда записывал события, случившиеся за день. Писателя из меня не вышло, однако язык и стиль все это вместе отработало куда лучше, чем любые школьные сочинения. Поэтому сами сочинения меня ничему научить не могли. Я писал их без особого напряга (если не считать помарки, зачеркивания и перепутанные буквы), меня гладили по головке, ставили пятерки (я же говорю, мне везло с учителями – мне даже в голову не приходило, что в сочинении можно не выражать собственное мнение!), и так оно и шло. Править мне язык и стиль никто даже и не пытался – да я бы, подозреваю, и не позволил их себе править: при всей своей застенчивости, я был весьма высокого мнения о своих литературных талантах. Помню, как мы поцапались с литератором в девятом классе: он говорил, что перед “но” не ставится тире (и, видимо, был прав с точки зрения школьных правил), а я говорил, что мне здесь нужно тире, потому что оно создает нужную интонацию, и оно там стоять будет. В конце концов он согласился. В любом случае, в вопросе языка и стиля мы были примерно на равных, ему меня учить было особо нечему, да я бы и не дался. Единственным, кто действительно учил меня писать сочинения, был человек, готовивший меня в универ. Первое, с чего он начал, это что “ваши сочинения неплохи, но это не литературоведение, это критика. На вступительных экзаменах на филфак требуется другое”. И я принялся писать правильные литературоведческие сочинения. С сентября по июль я написал их, наверное, штук сорок, если не шестьдесят, по два в неделю. На вступительных я получил свою заслуженную четверку за Пушкина (а меня предупреждали, что пятерок за сочинение практически и не ставят)… и с тех пор больше литературоведческих текстов не писал. Даже пара “рефератов” по зарубежке (угадайте, про кого), которые позволили мне отвертеться от зачета и экзамена, и из которых потом вышли отличные статьи на “Арде-на-Куличках” и в газете “Талисман”, - даже они, по сути, были чистой журналистикой. Нормальным литературоведением там и не пахло. Не мое это.

Короче, меня школьные русский язык и литература в этом плане ничему не научили и научить не могли. Я бежал сильно впереди паровоза.

Ольга, опять же. Она очень даже недурно пишет (когда не пытается выпендриваться и писать “красиво” или “как положено”). Сочинения ее, особенно на свободные темы, мне, откровенно говоря, нравятся. Возможно, она пишет хуже, чем я в том же возрасте, трудно сказать. Может быть, и нет, я своих тогдашних текстов не помню (надо будет старые дневники найти, что ли). В любом случае, я начал много читать лет с шести, а она – с десяти, наверстает еще. Как бы то ни было, видно, что человек думает, и словами эти мысли проговаривает, достаточно связно и внятно. Сочинения писать и ее никогда особо не учили, если не считать того, что классе в третьем-четвертом ввели понятие плана, да вот еще заставляли писать описание внешности и сочинение “Мое домашнее животное” по готовому плану. И, судя по последним данным, вряд ли в ближайшее время ее научат писать лучше, чем она уже пишет. Ей куда больше школы в этом плане дали форумные ролевые игры, где она волей-неволей вынуждена была писать длинные связные тексты от имени персонажа.

То есть если Ольга вот прямо сейчас лишится предмета "русский язык", ее русский язык от этого практически не пострадает. Ну, возможно, ей придется все-таки выучить пару правил, касающихся расстановки запятых и тому подобных сложных случаев, для которых недостаточно врожденной грамотности - и, уверяю вас, вы не заметите, что этот ребенок был лишен такого важного и необходимого предмета. Ни при устном общении, ни при письменном. Или что это вообще ребенок, а не выпускник вуза.

UPD., почти не оффтоп: там Квазичерепаха продолжение написала, сходите почитайте: http://the-mockturtle.livejournal.com/522459.html
Tags: Вопрос залу
Subscribe

  • Илюша

    В видео много мата. Мат уместен. В общем, если жизнь и рассудок дороги вам, не заводите дома енота. И во дворе его не заводите...…

  • Купание чорного кабана

    Природа продолжает очищаться... https://www.facebook.com/lechasseurfrancais/posts/5698129463595726

  • Мимоходом

    Комментарий из закрытой рассылки: "Есть у меня теория, что любая лошадь с того самого момента, как сделает первый свой вздох, ночей не спит,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 70 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Илюша

    В видео много мата. Мат уместен. В общем, если жизнь и рассудок дороги вам, не заводите дома енота. И во дворе его не заводите...…

  • Купание чорного кабана

    Природа продолжает очищаться... https://www.facebook.com/lechasseurfrancais/posts/5698129463595726

  • Мимоходом

    Комментарий из закрытой рассылки: "Есть у меня теория, что любая лошадь с того самого момента, как сделает первый свой вздох, ночей не спит,…