kot_kamyshovyj (kot_kam) wrote,
kot_kamyshovyj
kot_kam

Category:
Результаты опроса оказались для меня неожиданными. Почти половина ответивших сказали, что русский язык в школе был им полезен (чем именно полезен – перечислять не буду, смотрите сами в комментариях: http://kot-kam.livejournal.com/746840.html). И это в моей нерепрезентативной выборке. Я ожидал, что такие люди будут, но не ожидал, что столько. С другой стороны, примерно столько же ответили, что от школьного русского языка им лично никакого проку не было, грамотно и связно они писали и без этого, правила забывали, едва ответив, и ничего на этом не теряли. Короче, для них уроки русского были даром потерянным временем.

Очевидно, что русский язык как предмет в школе нужен и необходим. Многие из моих собеседников без него толком писать так бы и не научились (по крайней мере, они сами так считают, а им, наверное, виднее). Но, с другой стороны, значительной части детей русский язык в школе в его нынешнем виде не нужен и даже вреден, поскольку навсегда внушает отвращение ко всему, что как-то связано с грамматикой и филологией. Что особенно обидно, потому что это, как правило, те самые дети, у которых наиболее выражены способности к филологии.

Так что же делать? Десятилетнего ребенка ведь не спросишь: нужен ли тебе русский язык? Точнее, спросить-то можно, только он либо радостно ответит: “Не-ет!”, либо скажет то, что считает нужным мама. Мне кажется, выход – не идеальный, но все же выход, - мог бы состоять в следующем.

Начиная с пятого класса, дети ежегодно пишут “выпускное” сочинение по русскому. На свободную тему. Критерии оценки – способность сформулировать собственную мысль и связно ее выразить. Те, кто получил не ниже 4/5 (четыре за содержание, пять за орфографию – ну ладно, пять с минусом, одна ошибка нещитово) – отсеиваются, и русский дальше не учат. Сочинения, в том числе на свободные темы, они все равно будут писать на литературе, там же можно давать наиболее сложные правила орфографии, типа выделения причастных оборотов, которые пятиклашкам еще не по уму. Те, кто отсеялся, не будут пинать на русском балду, тратить время впустую и зубрить ненавистные правила, а у учителя будет больше времени на каждого из оставшихся. Допустим, после пятого класса отсеются трое, после шестого – еще десять, в результате в седьмом классе русский будут учить уже только 12 человек из двадцати пяти, которым это действительно необходимо. Если они будут хорошо заниматься, в восьмом классе их останется человек шесть-восемь, это уже нормальный размер языковой группы, с этим можно работать всерьез, с каждым индивидуально.

При этом русский язык учить не так, как сейчас, с потугами на филологию, а с упором на практическое применение. Минимум грамматики, минимум всяких подлежащих-сказуемых-склонений-спряжений-разборов по составу, по максимуму – мнемонических правил уровня “Радионяни”, можно оттуда же их и взять. В конце концов, кто из вас, из не имеющих отношения к филологии, помнит сейчас, чем управление отличается от примыкания, и что это вообще за фигня такая? Зуб на холодец даю (левый нижний, он все равно гнилой ;-) ), этого не помнит никто – и правильно делает, оно вам на хер не надо. А вот “жи-ши пиши с буквой и” или “цыган к цыпленочку на цыпочках подходит” наверняка все помнят.

Разумеется, никаких ГИА по русскому не сдавать.

А вот в старших классах сделать факультатив по русской грамматике. Для тех немногих, кому это действительно нужно. Для поступления в вуз, или так просто. И вот там пускай будет все. На университетском уровне. В университете все то же самое, что пытаются вдолбить детям в школе, выглядит гораздо проще и интереснее. Потому что многие вещи, которые в школе приходится тупо зубрить, “патамушта панять это невазможна!”, элементарно объясняются с точки зрения формальной логики (подлежащее-сказуемое-дополнение – это субъект-действие-объект действия) либо истории языка. Только детям такие вещи объяснять бессмысленно, у них еще мозги не отросли в нужном объеме. Для них представление, например, о славянских палатализациях или о чередованиях гласных в индоевропейских основах будет еще одним мертвым грузом знаний, которые надо зазубрить, сдать и поскорее забыть. А подростки 15-17 лет уже способны это понимать и получать от этого удовольствие. Те, кому вообще надо понимать именно это.

Другое дело, что далеко не всякая Марьиванна способна это внятно объяснить, потому что далеко не всякая Марьиванна сама это поняла и запомнила в своем педвузе (если судить по успехам двух-трех дам с нашего вечернего, которые получали высшее образование, чтобы из учителей начальных классов сделаться преподавателями рус.яз. и лит-ры). Это проблема, но проблема решаемая. Можно, например, сделать учебный видеокурс с лучшими преподавателями филфака (жаль, что Михаил Викторович Панов кончился весь – уж он бы такой курс записал, с песнями и плясками!) – Марьиванна его годик посмотрит вместе с учениками, глядишь, и сама все поймет.

Да, еще мне поставили на вид, что отсутствие в школе грамматики родного языка как предмета создает серьезные трудности при дальнейшем овладении иностранными языками, где без грамматики уж совсем никак. И привели в пример Британию и англичан. Это серьезное возражение, но проблема в чем: носителю языка грамматика все равно не нужна, либо если нужна – то на таком уровне, какого в школе всем подряд не дашь. А ненужное – забывается. Те же самые падежи (если вы не учите немецкого или латыни). Иностранные языки же все равно учат в школе. Иногда даже сразу два. Вот там-то и надо давать грамматику.
Tags: Воспитательское, Лингвистическое
Subscribe

  • Прививочное

    Народ! С ума сойти! А прививка-то - РАБОТАЕТ! Прикиньте: приезжаю я на дачу, где связь всю жизнь еле теплилась - по телефону-то поговорить можно…

  • Пакет с пакетами

    Вот говорят: "пакет с пакетами", "бабкино скопидомство". Ну, есть у нас пакет с пакетами - точнее, корзина такая икеевская, на стенку вешать. Был он…

  • Кое-что из области дизайна

    Тому, кто планировал розетки в этой квартире, надо бы выдернуть руки оттуда, откуда они растут, и воткнуть обратно в плечи (впрочем, этого достойного…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 36 comments

  • Прививочное

    Народ! С ума сойти! А прививка-то - РАБОТАЕТ! Прикиньте: приезжаю я на дачу, где связь всю жизнь еле теплилась - по телефону-то поговорить можно…

  • Пакет с пакетами

    Вот говорят: "пакет с пакетами", "бабкино скопидомство". Ну, есть у нас пакет с пакетами - точнее, корзина такая икеевская, на стенку вешать. Был он…

  • Кое-что из области дизайна

    Тому, кто планировал розетки в этой квартире, надо бы выдернуть руки оттуда, откуда они растут, и воткнуть обратно в плечи (впрочем, этого достойного…