kot_kamyshovyj (kot_kam) wrote,
kot_kamyshovyj
kot_kam

Category:
Мне, конечно, глупо и неудобно писать о музыке, потому что в музыке я смыслю немногим больше, чем нужно, чтобы отличить скрипку от валторны, а этого, прямо скажем, маловато. Но меня давно уже тянет высказаться на одну тему. А тут Серега Калугин выложил пост о русском панк-роке (на удивление вменяемый пост, в отличие от всего, что он нес у себя в ЖЖ последние пару лет), и меня опять проперло поговорить на эту тему. В предыдущий раз меня проперло, когда я работал над Ротфуссом.

Кто читал, тот помнит, что герой Ротфусса – музыкант. Это основной признак, через который он себя определяет: я – Квоут, музыкант, вот моя лютня. Потом уже – все остальное. Что же пишет Квоут? Квоут пишет песни. Т.е. тексты и музыку. При этом на «поэта» Квоут заметно обижается. Нет, он не поэт, ни в коем случае. В слове «поэт» есть нечто заведомо оскорбительное. Он – музыкант, он пишет песни. Музыка – важна, тексты – так, ерунда, это пишется одной левой, мимоходом. Хотя, казалось бы, в песне, которую пишет его отец, и за которую убивают всю их труппу, и во многих иных песнях, которые фигурируют в книге, важны именно слова, именно тексты, именно содержание, не так ли? Да, вроде бы так. И тем не менее: песни – это музыка, тексты по умолчанию второстепенны. Патамушта.

ИМХО (и в данном случае это именно My Humble Opinion, а отнюдь не «Истинное Мнение, Хрен Оспоришь»), в этом – ключевое различие между русской, русскоязычной, российской культурой – с одной стороны, и англоязычной, как английской, так и американской – с другой. И, говоря о музыке и музыкантах – о том, что в России называется «музыкантами», - нельзя недооценивать этот фактор. В англоязычной культуре важна и первична музыка. Я не знаю, когда это началось, и было ли так изначально, но на данный момент это очевидно так. В русскоязычной (давайте, я буду говорить «в русской», ладно? Имея в виду всех, кто говорит и пишет на русском, будь они хоть трижды евреи или грузины) – в русской культуре важно и первично слово, текст, смысл, переданный словами. Музыка – это аккомпанемент, вишенка на тортике, три блатных, четыре приблатненных, и хватит с нас.

Я помню картинку-плакат перестроечных времен. Два башмака, сошнурованных вместе, так, что шагу не ступить, рядом гитара – и подпись: «ПОЕТ ПОЭТ ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ». «Поет» перечеркнуто, «поэт» надписано сверху. Смысл такой, что, мол, Высоцкий только притворялся, что он просто поет песенки – на самом-то деле он ПОЭТ, настоящий поэт, без дураков, только если бы он писал стихи, ему бы тут же заткнули рот, ведь ПОЭТ – это серьезно, ну, а с песенками его никто всерьез не принимал.

На самом деле, конечно, если бы Высоцкий только стихи писал, как десятки других, его бы сейчас помнило два с половиной интеллигента, из них один в Питере, полтора в Израиле. А так его до сих пор поют и до сих пор помнят самые суровые, кондовые, непросвещенные дядьки. Но тем не менее важна сама установка: поэт – это серьезно, «поэт в России больше, чем поэт», а песенки писать – это так, разве что для маскировки от кровавого режима; вот когда тебя издадут толстым сборником – тогда все будет в порядке.

Сейчас эта установка уже уходит, под давлением все той же англо-американской культуры. Поэтом быть уже не круто, поэт – это либо парень, по пьяни терзающий собутыльников своими опусами, либо потасканный дяденька, издающийся «за свои». В каких-то кругах это, безусловно, не так, и там быть поэтом по-прежнему круто, но практически все мои знакомые, кто пишет стихи – они пишут не просто стихи, они пишут песни. Стихи, спетые хотя бы дрожащим козлетоном под три блатных и четыре приблатненных, – это уже совсем другое дело. И, возможно, следующее поколение полностью переймет англо-американский взгляд на вещи. Там стихи, текст – это в основном канва, по которой мы будем вышивать музыкой. За некоторыми исключениями, те тексты американских и английских рок-групп, что я видел, на звание хоть какой-то поэзии не тянут. Потому что смысл – не в тексте, смысл – в музыке.

Но для нашего поколения тексты без особого смысла, текст как канва – удел либо попсы, либо оперы. Русский рок (со всеми его разновидностями) – это в первую очередь текст, вот музыка – это канва, красивая обертка, помогающая раскусить и запомнить смысл. У того же Калугина, хотя сам он себя явно считает в первую очередь музыкантом, музыка, мелодия часто вторична (вы красный флаг на границе видели? Я в музыке смыслю чуть больше, чем ничего, см. первую фразу поста!): кусочек из Моцарта, кусочек из итальянщины, хвост от «Квинов», уши от «Битлов», лапы испанские. И пофиг, любим мы его не за это. Его первый диск, «Нигредо», не прогремел бы так, если бы не завораживающие тексты, и куски из венца сонетов между ними.

Над опьяненной ливнями землей
Царят седые призраки тумана,
И вечер тих настолько, что порой
Я слышу плач далекой флейты Пана…

Музыка? Да, ну, и музыка классная, да… Но, не будь стихов, это была бы всего лишь еще одна недурная музыка.

Это не в музыке дело, и не в Сереге, это мозги так устроены – и у меня, и, рискну предположить, у большей - хорошо, хорошо: у значительной части русских моего поколения и тех, кто постарше. Кто любит музыку, именно Музыку, музыку ради музыки – тот идет в оперу и наслаждается классическим оперным пением. Там певцы вообще зачастую слов не выговаривают, а то еще в последнее время мода пошла – исполнение на языке оригинала. «L’amour est enfant de Bohême, il n’a jamais, jamais connu de loi…» - вы все поняли? А вам оно и не надо, вы Музыку слушать пришли. Русский рок – он совсем про другое. Он именно ПРО ЧТО-ТО. Он не поется, он – говорит, разговаривает, спорит, доказывает, обсуждает. И все это – слова, слова, слова. Музыка – вторична.
Tags: Несвоевременные мысли
Subscribe

  • Дроздиное гнездо

    Насиживает. Кстати, только теперь сообразил, почему дрозды гоняют ворон от гнезда (а скворцы, например, нет). Скворцы - дуплогнездники, до…

  • Фиалки

    У нас на радиополе тоже фиалки распустились. И не только на радиополе. Судя по всему, фиалки - это то, что наследует московские газоны после того,…

  • Селезень на радиополе

    Первая утка на нашем пруду. Пока что Очень Одинокий Селезень. Ну ничего: там едва-едва лед растаял, авось прилетят еще.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments

  • Дроздиное гнездо

    Насиживает. Кстати, только теперь сообразил, почему дрозды гоняют ворон от гнезда (а скворцы, например, нет). Скворцы - дуплогнездники, до…

  • Фиалки

    У нас на радиополе тоже фиалки распустились. И не только на радиополе. Судя по всему, фиалки - это то, что наследует московские газоны после того,…

  • Селезень на радиополе

    Первая утка на нашем пруду. Пока что Очень Одинокий Селезень. Ну ничего: там едва-едва лед растаял, авось прилетят еще.