kot_kamyshovyj (kot_kam) wrote,
kot_kamyshovyj
kot_kam

Categories:

Паромы

Готовясь к поездке, я нарыл на форумах утверждение, будто «путешествие на пароме рассчитано на состоятельных людей». Ну, у нас оно, может, и так. Кто себе такое может позволить – тот, сталбыть, уже состоятельный.

«Там, у них», конечно, тоже есть варианты для состоятельных. Просторные каюты «командорского класса» на верхних палубах, с видом на море, с двуспальными кроватями, все дела. Точно так же, как в скором поезде есть СВ. Но вообще в целом для Скандинавии паром – это нормальный вид транспорта без особых понтов. Ну да, вот как у нас поезд. Варьирующийся от междугородного скорого (где тоже есть свой общак, без каких-либо понтов и претензий) до мелкого дизеля, на котором едут и пацан с великом, и бабка с козой.

Мы за эти тринадцать дней побывали на всех разновидностях паромов, от могучего двенадцатипалубного DFDS до крохотного суденышка на две машины и сотню пассажиров, которое бегает от хельсинкского причала в Суоменлинну.

В целом, паром – это судно, способное возить не только людей, но и транспорт. Автобусы, фуры и прочие автомобили. Если оно такое же здоровенное, но возит только людей, тогда это круизный лайнер, и вот там уж понты так понты.

Вот самые большие паромы, на которых нам довелось побывать.







Вход для пассажиров у этого монстра может находиться на четвертой, пятой, седьмой палубе… где-то на середине борта. В Питере к борту подкатывают крытый трап, по нему все и карабкаются со своими чумаданами. Летом еще ничего, говорят, зимой, в ветер, дождь и гололед, куда интереснее. Во всех прочих городах к борту парома ведет крытый коридор.



Коридор выписывает петли, тянется вокруг здания морского вокзала иногда на сотни метров, но зато существенных перепадов высот там нет. А на уровень самого коридора ты поднимаешься на лифте или эскалаторе внутри вокзала.



Ну, а так выглядит стандартный норвежский паром – считай, местная «электричка».





Подходя к пристани, паром разевает пасть, подобно некоему Левиафану…







И находящиеся внутри машины и пассажиры торопятся на причал.



Тормозить не рекомендуется, там уже ждут своей очереди следующие пассажиры. Вон, целая толпа туристов на великах…



Наш автобус на борту парома.



Вот типичный салон небольшого парома.



И в путь – к противоположному берегу фьорда.



Поездка длится не так уж долго, от пятнадцати минут до часа, однако на борту обычно есть буфет.

Хозяева парома стремятся украсить его, чем могут. Каждый – на свой вкус.





Вот самый маленький паром, на котором мы побывали – паром до Суоменлинны.



Ну ладно, вернемся к морским гигантам. Если на маленьком пароме пассажирам предлагают максимум буфет, то на всяком большом пароме – своя фишка. Благо, места хватает. На одном была явная вертолетная площадка.



Возможно, в свободное от вертолетов время она служит танцполом. Не знаю, я там не был.

На другом в центре корабля имелся «променад» - накрытое стеклянным фонарем пространство от седьмой до двенадцатой палубы, куда выходили окна части кают.





Но круче всего было на пароме DFDS, которым мы шли из Осло в Копенгаген. Там на открытой палубе имелся бассейн…





И два джакузи.



И, должен вам сказать, любоваться морскими пейзажами, сидя по горло в горячей ванне, куда приятнее, чем стоя на холодном ветру. ;-)

Кстати, о ветре. Для путешествия на пароме абсолютно необходимая вещь – это непродуваемая ветровка с капюшоном и, по желанию, теплый свитер. Потому что паром идет со скоростью до сорока километров в час. Внутри этого совершенно не чувствуется, а вот когда выходишь на открытую палубу, все эти двадцать-сорок километров в час набрасываются на тебя и пытаются содрать с тебя кепку и куртку. Нет, видел я, конечно, героев, которые разгуливали там в футболочках. Но вид у них был довольно синенький. Лично я, отправляясь встречать рассвет на верхнюю палубу, надевал теплую флиску, которую ношу только зимой, и поверх нее – ветровку. Вот это было нормально.

Можно, конечно, и не выходить на верхнюю палубу. Но, спрашивается, зачем еще плавать на пароме? Не ради же джакузи и шоу-программы? Самое лучшее, что есть на пароме – это закаты, рассветы, бурлящая за кормой вода и проплывающие мимо берега. Остальное – так, рюшики.

















О быте и безопасности.



Стандартная дешевая каюта имеет площадь 9 кв.м. Это немало, но в эти девять метров входит также санузел, а живет там четыре человека. Верхние койки откидываются к стене – подозреваю, стандартная двухместная каюта получается из стандартной четырехместной с пристегнутыми к стенке верхними койками. Места для вещей маловато и, если все четверо пассажиров вздумают торчать в каюте, там будет оч-чень тесно.

Жилая палуба парома представляет собой лабиринт, состоящий из множества коридоров и закоулков. Каюты идут в несколько рядов, разумеется, окна могут быть только в тех, что расположены у борта, и то при условии, что палуба находится над водой. Остальные снабжаются воздухом из кондиционера, и беда, если с ним проблемы (благо, на жалобы такого рода персонал парома реагирует практически мгновенно).

В любом случае, на двери каюты висят рекомендации по безопасности, где советуют выучить путь до аварийного выхода и не пользоваться лифтами в аварийной ситуации. При этом схема пути до аварийного выхода – одна-две на этаж, и путь к лестнице был нормально промечен только на российском пароме. На остальных я регулярно путался в коридорах.

Самое интересное – это вторая палуба. Третья-четвертая палубы – это, как правило, автомобильные, там стоят машины, и в течение рейса туда доступа нет. А под автомобильными палубами есть еще одна, жилая. На пароме обычно несколько лифтов, но на вторую идут всего один-два. На пароме есть широкие лестницы, застеленные коврами, но ниже четвертого этажа тоже ведут всего одна или две, обе узенькие, и внизу, на втором этаже, обычно тугая дверь, которую попробуй еще разыщи. Короче, такое впечатление, что на пароме нарочно сделано все, чтобы, случись что, пассажиры нижней палубы наружу не выбрались. Ах да, и еще она расположена ниже ватерлинии. В общем, нервным людям там ездить не стоит. ;-)

Открытые палубы на пароме обычно застелены вот таким резиновым ковриком. Не представляю, что нужно, чтобы он сделался скользким, тем не менее на всех выходах наклеены предупреждения: «Осторожно, скользкий пол!»



Да, ну, и насчет кипятильников. Запрет на пользование кипятильниками на борту – штука, в общем, разумная. Пожар на пароме – это очень-очень страшно (недаром у них датчики такие нервные, что реагируют даже на пар из душевой. Говорят, бывали неописуемые случаи, когда мирно моющиеся дамы, не закрывшие дверь в санузел, внезапно видели перед собой охранников, которые прибежали на сработавшую сигнализацию…) Обычно на паромах кипятильниками просто не пользуются. И только на паромах компании «Питерлайн» пассажиров досматривают на входе. Досмотр состоит в том, что весь багаж просвечивают. Самих пассажиров не досматривают, так что в кармане пронести можно, в принципе, что угодно. Хоть кипятильник, хоть воду, хоть боньбу. Мы с собой кипятильника не взяли, в отелях кипяток всегда и так был, ну, а на паромах… Матушка обычно приходила с термосом в буфет и просила налить кипяточку. А дальше – как повезет. В первый раз с нее стрясли 1.80 евро. На еще одном пароме потребовали сперва два евро, потом три. Следующая смена налила ей кипятку задаром. А на обратном пути, на том же пароме, где взяли 1.80, взяли и налили кипятку за так. Так что все зависит не от политики компании, а от личной жадности (или нежадности) буфетчика. В общем, есличо, берите термос, с термосом точно можно.

Кстати, на российском пароме была еще одна штука, которой не было больше нигде. На жилых палубах у центрального лифта висел монитор, на который выводились данные с навигатора. Пустячок, а приятно знать, где находишься и с какой скоростью вы идете.

Subscribe

  • Об информационной гигиене

    Я не стану говорить о том, как сложно нынче отличать правду от лжи и факты от фейков. Это вы все и сами знаете. Я хочу поговорить о том, что можно…

  • С Днем Победы!

    Дед, Хромов Иван Макарович Был призван в самом начале войны, где-то в Белоруссии попал в плен; дальнейшее достойно саги, даже в том поневоле…

  • О справедливости

    Доморощенные циники любят рассуждать, что, мол, справедливость - это фикция, выдуманная, чтобы прикрывать заботу о личной выгоде. На самом деле -…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments

  • Об информационной гигиене

    Я не стану говорить о том, как сложно нынче отличать правду от лжи и факты от фейков. Это вы все и сами знаете. Я хочу поговорить о том, что можно…

  • С Днем Победы!

    Дед, Хромов Иван Макарович Был призван в самом начале войны, где-то в Белоруссии попал в плен; дальнейшее достойно саги, даже в том поневоле…

  • О справедливости

    Доморощенные циники любят рассуждать, что, мол, справедливость - это фикция, выдуманная, чтобы прикрывать заботу о личной выгоде. На самом деле -…