kot_kamyshovyj (kot_kam) wrote,
kot_kamyshovyj
kot_kam

Categories:

Норвегия

Маршрут у нас был такой: на пароме до Хельсинки, полдня в Хельсинки, оттуда в Турку, из Турку ночной паром до Стокгольма, с утра несколько часов в Стокгольме, оттуда в Упсалу, и из Упсалы – на север, в сторону Норвегии. В Норвегии выбираемся к побережью в Трондхейме, и оттуда через фьорды – на юг, к Осло. Из Осло паром в Копенгаген, день в Копенгагене с выездами в загородные замки, вечером – из Эльсинора в Швецию, ночевка в Швеции, с утра автобусом – до Стокгольма (а это опять через всю Швецию), ночной паром до Хельсинки, еще день в Хельсинки, и вечером – паром до Питера. Так что, формально, мы посмотрели всю Скандинавию. Но Швецию, Финляндию и Данию мы видели в основном либо с борта парома, либо из окна автобуса. Хотя рассказывали нам много и занятно, в основном про Швецию (или это мне так показалось, оттого что в Швеции мозги еще не замылились). Так что показать мне оттуда толком нечего, кроме столиц, да еще Упсалы и пары датских замков.

Ну, а вот про Норвегию мне есть, что рассказать. Извините, если выйдет вразнобой, память цепляется за фото, что увижу – о том и петь стану.



Граница между Швецией и Норвегией теперь не более заметна, чем граница между Московской и Тверской областью. А то и менее: в Тверской области асфальт чувствительно хуже. Первое отличие, которое бросается в глаза из окна автобуса – это стены и крыши домов. В Швеции дома почти сплошь красно-бурого цвета:



Нам объясняли, что это не случайно: в Швеции были большие железные рудники, и от переработки руды оставался жидкий шлак вот такого красно-коричневого цвета. Это была самая дешевая краска, ею и красили. Ну, а теперь уж традиция…

В Норвегии красно-бурого тоже хватает, но появляется много домов черных. В этом тоже есть большой практический смысл: чем темнее стены, тем лучше на солнце прогреваются. Ну, и крыши. В Швеции крыши либо черепичные, либо из современных материалов. В Норвегии половина крыш – либо дерновые, либо шиферные. Не из нашенского шифера, асбестоцементного, а из природного шифера. С природным шифером все понятно, но вот увидеть дерновые крыши в таких количествах я не ожидал.



Отчетливо видно, что это не дань традиции и не памятник архитектуры, как соломенные крыши в Англии, и даже не от бедности, как дранка в России, а нормальный строительный материал. То есть стоит себе вполне современная ферма, половина крыш – черепичные, а половина – дерновые, в веселеньких полевых цветочках. Всякие там сараи почти наверняка крыты именно дерном. Видимо, дерновая крыша по-своему удобна. Нам рассказывали, что летом, в жару, такой дом медленнее прогревается, и там прохладнее, а зато ночью и в холода прогретая земляная кровля отдает тепло. Мне жутко интересно, как они обеспечивают водонепроницаемость – буду выяснять. Впрочем, в исторических местах мне встречались и более экзотические варианты кровли… Но об этом позднее.

Кстати, вот еще характерная деталь. У нас дымоход накрывают таким жестяным домиком. А у них все проще. Делают на трубе четыре столбика, на них кладут лист шифера, и сверху приваливают булыжником. Дешево и сердито.









С погодой нам, надо сказать, повезло просто немыслимо. Дождь мы видели всего два или три раза, самый сильный – в первый день, в Хельсинки. Все ждали, что вот ну уж в Бергене-то точно будет дождь, в Бергене дождя не быть не может. Матушка вспоминала анекдот про мальчика, уроженца Бергена, который еще никогда не видел солнца, потому что прожил тут всего двенадцать лет. И точно, в Бергене дождь был, и сильный – первые двадцать минут, пока мы стояли в каком-то закоулке, и гид рассказывала про ганзейских купцов. А потом тучи разошлись – надо же! И в Бергене тоже солнышко.

Но по дороге мы не раз видели тучи, лежащие на склонах гор.



Местный житель.



Типичная норвежская дорога.



Ну ладно, не самая типичная… но такого там хватает. Про типичные норвежские дороги расскажу потом, отдельно.

Козы. Самая подходящая для них среда обитания. Они и на отвесной стенке пастись могут.



Мостик. Зацените кладочку. Там все можно на сухую класть, потому что эти пластины и так никуда не денутся. Похоже, так и кладут.



Плотинка. Наверняка плотинка не просто так, там где-нибудь турбинка стоит и ток вырабатывает потихоньку.



Таких плотин там очень много. Электричество в Норвегии – одна из главных статей экспорта. А чего им: реки в Норвегии короткие, но бурные: от ледника до ближайшего фьорда. Если ее перегородить плотиной, то затопит не сотни гектаров земли вместе с деревнями, а всего лишь кусок ущелья. На каждой речке можно по нескольку таких плотинок воткнуть, природа этого даже не заметит. Поэтому одна из главных деталей норвежского пейзажа, наряду с водопадами, скалами и осыпями – это линии электропередач.



Провода тянутся по долинам, взбираются на отвесные кручи, перемахивают через фьорды. Столбы ставят редко, провода провисают чуть ли не до земли. На самых длинных участках, например, над фьордами, на верхний провод нанизывают большие шары. Очевидно, чтобы вертолет не врезался.



Очень часто столбы ставят на скалах. Лежит себе на равнине валун с отвесными стенами высотой с трехэтажный дом, а на нем опора торчит и провода свисают. Экономия, хорошо: можно опору пониже сделать!

Река и мостик. Река характерного цвета, ледниковая.









Еще местные жители. Труженики села.



Городок.





Характерная особенность местного колорита: при крайней простоте архитектуры что-нибудь разрисовать или разукрасить, влепить какую-нибудь забавную финтифлюшку. Это не только частные домики, современные общественные здания устроены так же.









Вот так у них продают дрова.



Топят, естественно, везде дровами (если не электричеством) – а чо, леса хватает, почему бы и нет?

Среди серых валунов один почему-то узорчатый. Непонятно, откуда такой взялся.



А это, между прочим, не хрен собачий, а овцебыки. Хотя отсюда и не видно.







Кафе в городке Флом, откуда начинается знаменитая горная железная дорога.



Эта дорога – единственное, что я хотел бы повидать, но не повидал. Зато galenel по ней каталась, вот ее пост: http://galenel.livejournal.com/376707.html

Хардангерфьорд.







Он славится своими садами, в первую очередь – яблоневыми, но там и всего прочего хватает. А потому что средняя температура зимой - +8 (бр-р, напомните, чтобы я туда зимой не ездил!), самое оно для яблонь и черешен. Сейчас как раз поспевает черешня и малина. Стоят ряды черешен, накрытые марлей от скворцов и дроздов. Накрывать их нетрудно: деревья невысокие, с пригнутыми к земле ветвями, самое большее – метра два с половиной. Вдоль дороги лесная малина, осыпучая, сделал шаг в сторону – горсть набрал, и в рот. Такая переспелая, что аж горьковатая. Никто ее не собирает, естественно. Культурная малина – крупная, чуть ли не со сливу, и черешня такая же. Но дорогая, как сто чертей. Зажиточные норвежцы, если уж берутся чего руками делать, то задешево работать не соглашаются.

В один прекрасный день вся группа уехала на экскурсию, а нас с матушкой бросили на три часа загорать в местном поселке. Слева скала, справа обрыв, под обрывом море шумит. Между скалой и обрывом – немножко склона, градусов сорок пять, не меньше. И на нем сплошь – ряды яблонь. Тут-то я и понял анекдот про деревни, где яблочки к веткам ниткой привязывают, чтобы в пропасть не укатились. Нифига это не анекдот. Может, и привязывают.



От скуки пошел я погулять по дороге. Смотрю – вверх на скалу тропинка идет заросшая. Ну, я туда – интересно же. Поднялся метров на десять, и очутился в лесу. Черешневом. Вроде как и заброшенном, но, судя по ровной травке под ногами – отнюдь. Лес явно чей-то. Заборов и ворот нету, потому что чужие тут не ходят, а свои не полезут, тропинка заросшая – потому что не ходит никто, кроме хозяина, а хозяин не ходит, потому что черешня уже сошла.

Мосты.













Остановочки.







На самом деле, в каких бы лебенях мы ни оказывались, всюду было очевидно, что там налажено автобусное сообщение. Стоит на горе буквально пара домиков, а внизу – знак остановки. И автобусы явно ходят, причем не раз в день и, скорее всего, строго по расписанию. Впрочем, насчет последнего не знаю, врать не стану.

Кстати, еще насчет пары домиков на горе. Насколько я понял, нумерация домов сквозная по всему фьорду. Не, ну а что ж, на каждом хуторе свои номера делать, что ли? Глупо как-то. Так что эти два-три домика вполне могут оказаться «домами номер 966-968».

На этом пока остановлюсь, пожалуй, а то вы заснете, а я еще и до середины не дошел.
Tags: Скандинавия
Subscribe

  • Elsewhere

    Неспешно ковыряю старый-престарый перевод Толкина (реально очень старый, иные из моих нынешних собеседников еще не родились, когда я это переводил).…

  • Старая рецензия на "Властелин Колец"

    Мне тут напомнили, что я в свое время удостоился чести побывать на предпремьерном пресс-показе "Властелина Колец". Когда этого еще НИКТО НЕ ВИДЕЛ. И…

  • "Властелин Колец"

    Ходили вчера на "Властелина Колец". Оказывается, это театральная версия - три часа. Сколько ж тогда режиссерская?! Очень забавно, как время течет…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments