kot_kamyshovyj (kot_kam) wrote,
kot_kamyshovyj
kot_kam

Categories:
В продолжение к этому: http://kot-kam.livejournal.com/967995.html

Если мир Стругацких и детских повестей Булычева – это мир ребенка, образ Дома и Семьи, где с тобой «ничего не случится», то можно сказать, что мир большей части приключенческой литературы, от классического авантюрного романа и до самой современной фантастики – это мир подростка. Если точнее – мир молодого представителя Homo sapiens, преимущественно мужского пола, в возрасте примерно от полового созревания и до наступления зрелости, а именно – до того момента, когда данная особь отроет себе надежную социальную нишу и окончательно приживется в мире взрослых. Идол Проппа мудро щурится и напоминает про обряд инициации как исторический корень волшебной сказки, но и инициация как таковая – удел все тех же подростков, юношей на переходе от детства к зрелости.

Мне кажется, что подлинные корни этого явления лежат глубже. Возможно, я ошибаюсь, но мне сдается, что это обусловлено чисто биологически, на уровне этологии. У большинства видов именно молодой самец, вырастая, лишается своей социальной ниши в стае. Вот только что он был детенышем, все его любили и все было можно, а вот на него уже огрызаются, рвут зубами, и место его у параши. И нужно либо отвоевывать себе статус, либо… валить на поиски счастья, куда глаза глядят. У молодой самки, как правило, не так. Ей, конечно, тоже придется побороться за место в стае, и, возможно, за право размножаться, но из стада ее, как правило, не вытесняют.

У людей, конечно, все не так жестко, и мальчик, дожив до возраста подростка, не лишается враз своего былого статуса, а, напротив, продолжает работу, нацеленную на его завоевание и подтверждение, начатую еще в детстве под влиянием родителей, но тем не менее факт остается фактом: в большинстве традиционных обществ статус девушки обеспечен заранее (происхождением, внешностью, удачным замужеством и т.п.) и, в любом случае, от нее самой практически не зависит. Женщина, пускающаяся на поиски приключений (а не потерянного родственника, возлюбленного или супруга) – скорее исключение, чем правило, и зачастую делает она это в мужском обличье, «сводя задачу к предыдущей». А вот юноша, вынужденный начинать игру с самых невыгодных позиций (младший сын, отпрыск обнищавшего дворянина, сирота, подкидыш), имеет шанс угодить «в дамки», отправившись на поиски счастья. И именно этот юноша становится героем сказки или романа.

На самом деле, оно и в современной жизни примерно так обстоит. Даже самые уравновешенные и «правильные» из моих знакомых в юности совершили пару-тройку безумств, и даже самые буйные из тех, кого я знал молодыми, теперь, к сорока годам, успокоились и остепенились. Юность – возраст приключений и авантюр, то время, когда человек обычно совершает поступки, о которых потом «будет что вспомнить в старости». Неудивительно, что романы пишут либо о юных, либо о тех, кто, дожив до зрелых лет, каким-то образом ухитрился не найти своей социальной ниши либо лишиться ее. У господина де Тревиля, капитана королевских мушкетеров – свой особняк в центре Парижа; у д’Артаньяна, капитана королевских мушкетеров, особняка отродясь не было, нет и не будет; именно поэтому роман про д’Артаньяна, а де Тревиль в нем всего лишь второстепенный персонаж. «Их сказки уже сыграны и всем известны».

Как бы то ни было, классический приключенческий роман отражает мировосприятие мальчика-подростка, вышибленного из детства и еще не нашедшего себе места в мире взрослых. Вот этот «мир за стеной» в путешествии в описываемое будущее Стругацких, где идет война всех против всех, гремят взрывы и выстрелы и все время кого-то мочат – такой он и есть. Не то, чтобы подростку в нем особо комфортно, но такова жизнь, что ж поделаешь. Даже если по факту мальчик живет дома, в тепле и холе, и самая страшная его проблема – это незакрытая сессия, все равно жизнь дерьмо и кругом враги. У него сейчас голова так работает.

Кроме того, у него есть ВЫХОД. Надо искать своих. Друга, товарища, напарника, компанию, тусовку, организацию, стаю – что угодно. Найдешь – и все будет в порядке. Свои прикроют, заступятся, встанут плечом к плечу, "один за всех и все за одного", и так далее. Со своими уже можно объединиться против всего мира. Поэтому самое лучшее, что может случиться с героем приключенческого романа – это найти друзей, самое страшное, что может с ним случиться – это их потерять, так или иначе. Все остальные радости и беды несколько второстепенны.
Tags: Книжное
Subscribe

  • Пакет с пакетами

    Вот говорят: "пакет с пакетами", "бабкино скопидомство". Ну, есть у нас пакет с пакетами - точнее, корзина такая икеевская, на стенку вешать. Был он…

  • Илюша

    В видео много мата. Мат уместен. В общем, если жизнь и рассудок дороги вам, не заводите дома енота. И во дворе его не заводите...…

  • Деточка

    Чей-то птенчик. Летает уже нормально, но мозгов еще нет совсем, по лицу видно. Прилетел и сел у самой дорожки, на высоте метров двух. Увидел, что…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments